Ману Чао до Казани доведет

Второй год подряд это событие привлекает главных рок-идолов России и многих других стран. Фестиваль устроен с присущей Востоку широтой и обстоятельностью, а патронирует его лично мэр Казани - давний друг Андрея Макаревича, придумавшего "Сотворение мира".

Формировал программу известный промоутер Александр Чепарухин, который первый привез в Россию Jetro Tull, King Crimson, Kraftwerk. Важно и то, что столь серьезный смотр прошел не в Москве или Питере, где рок-марафоны и оупен-эйры как-то уж по-приелись, коммерциализировались и выхолостились.

Рок-кумиры были поистине знаковые: "Мумий Тролль", "ДДТ" и более чем желанный зарубежный гость, певец искрометных ска-ритмов, человек бесконечной энергии Ману Чао. (Ну кто скажет, что этому человеку уже полтинник?) География фестиваля также символична. Жесткий исламский хип-хоп британо-пакистанской группы "ФанДаМентал" соседствовал с трелями русского виртуоза балалайки Алексея Архиповского, балкано-арабский хард-кор американской команды "Культур Шок" - с русской корневой напевностью Анжелы Манукян. Борис Ковач с трио La Campanella и трио Рандек Карго - выходцы из Сербии и Хорватии (ныне не безупречно дружественных стран) - объединились в едином сете, чтобы донести до казанцев всю прелесть балканской мелодики, а характерный гитарный рок от англичан "Райфлз" сменялся по-украински разухабистыми "Воплями Видоплясова".

Неважно, что кто-то более знаменит, а кто-то менее. Лишних персонажей здесь не было. С не меньшим интересом, чем этноджаз популярной теперь у нас Нино Катамадзе (Грузия), слушаешь, скажем, певца по имени Мубай, который считается сегодня самым известным татарским фолк-исполнителем, удивительным образом родственным и Марку Бернесу, и Борису Гребенщикову.

Это и есть диалог культур, сотворение мира в самых разных смыслах слова. И это чувствовали не только артисты, но и 100-тысячная аудитория, собравшаяся у стен Казанского кремля, где проходил фестиваль. Когда Нино Катамадзе пела "Сулико", да еще в радикальной джазовой обработке - что, это какая-то чуждая нам песня страны, с которой мы нынче в политических контрах? Да нет же, это знакомая с детства "нашенская" застольная. А Ману Чао, в нынешний приезд в Россию с восторгом проколесивший по маршруту Москва - Питер - Казань, просто-таки уже свой парень. Выйдя на сцену, он может играть и час, и два, и три.

По этой причине даже случился небольшой казус. Ведущие концерта Ксения Стриж и Сева Новгородцев довольно жестко "свернули" выступление Ману и его группы Radio Bemba, сославшись на лимит времени, в то время как заведенная артистом публика кричала: "Еще!" После Ману Чао даже всенародно любимая группа "ДДТ" смотрелась как-то мрачновато и уныло, а Юрий Шевчук заметно нервничал: много курил, порой уходя для этого за сцену, пытался плясать какой-то доморощенный гопак, а в финале своего сета недовольно сказал: "Пора заканчивать... Зато все хорошо потанцевали под Ману Чао".

К счастью, финалом стало не это, а общее исполнение битловского хита "All You Need Is Love", ставшего начиная еще с прошлого года гимном фестиваля.