«Мы «Мы еще не разобрались с прошлым»еще не разобрались с прошлым»

Главный приз Московского кинофестиваля завоевал фильм Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное". В эксклюзивном интервью "Труду" режиссер рассказал о работе над этой картиной.

- В вашей копилке наград - "Серебряный леопард", "Ника", "ТЭФИ", "Золотой орел", но не было "Золотого Георгия". Возможно, поэтому вы согласились участвовать в конкурсе Московского кинофестиваля?

- Нет, конечно. Просто любой фестиваль помогает донести фильм до зрителей, и когда программный директор ММКФ Кирилл Разлогов предложил включить картину в конкурс, мы особо не раздумывали.

- Главный герой Петя - идиот по Достоевскому или по-советскому? Он прекрасный в своей доброте человек, как князь Мышкин, или бездумный дурачок, готовый на все, чтобы вписаться в систему?

- Если можно сравнить, то наш Петя - такой же идиот, как князь Мышкин. В отличие от героя Достоевского, у него есть некоторое психическое отклонение от общепринятых норм, но в разумных пределах. Эту болезнь можно простым языком объяснить как потерю способности защищать себя от агрессии. Такие люди, как Петя, делают всех нас добрее, вызывая сострадание и желание помочь. К блаженным, юродивым на Руси всегда относились хорошо, и Петя - один из таких Божьих дурачков.

- В вашей картине окружающие воспринимают чудачества Пети с пониманием. Думаете, что в 1953 году, когда происходят события фильма, люди были добрее, чем сейчас?

- В то время были разные люди - и добрые, и злые. Но добрых там, где жил Петя, все же было больше. К тому же ведь это провинция, да еще север! Кстати, и сейчас в российской глубинке люди добрее, чем в столицах. Не секрет, что в Москве все стоят в "боевой стойке" по поводу карьеры, быта, семьи, работы. Еще хорошо, когда держат оборону, но, увы, сплошь и рядом нападают. Замечу, что герой моей картины "Облако-рай", действие которой тоже происходит в провинции в начале 90-х годов, своей добротой и неприкаянностью чем-то похож на Петю.

- Того чудика из фильма "Облако-рай" звали Колей. Три года назад вы сняли картину, которая так и называлась "Коля - перекати поле". Откуда появился Петя и почему его именем названа картина?

- В основе фильма - реальная история. Жил такой парень Петя Макаров в поселке Кандалакша. Автор сценария Михаил Кураев был свидетелем этой истории еще пацаном. А когда стал писателем, то написал повесть "Петя по дороге в царствие небесное", а потом и сценарий фильма. Мы решили не менять название, хотя оно и не очень кассовое. Зато оно точно соответствует этой истории и судьбе главного героя.

- Поселок Кандалакша - не совсем обычный. Вокруг него расположены лагеря, и этот факт роковым образом решает судьбу Пети. Почему вы все время обращаетесь к теме ГУЛАГа?

- Лагеря были раскинуты по всей нашей необъятной стране, и в этом фильме важна не география, а эпоха. По моему убеждению, мы еще не разобрались с прошлым своей страны. Если у общества не будет ясности со своим прошлым, то все останется запутанным как в настоящем, так и в будущем. Молодежь должна знать прошлое своих дедов, но мы по-прежнему стараемся или приукрасить, или исказить прошлое. История должна быть такой, какая она есть.

- В фильме "Петя по дороге в царствие небесное" показано, как простые люди в глубинке оплакивали смерть Сталина. А вы как относитесь к личности "вождя народов"?

- Однозначно, Сталин - тиран, погубивших миллионы людей. В своих картинах "Штрафбат", "Завещание Ленина" я об этом говорю. Правда, моя последняя картина - все же не о Сталине, а о человечке Пете, живущем и погибающем в год смерти Сталина.

- Инна Чурикова считает, что ваш "Штрафбат" - лучший на сегодняшний день телевизионный сериал. Но вы чередуете работу над полнометражными картинами и многосерийными. С чем это связано?

- Действительно, между большими телевизионными работами у меня возникают "короткометражки" на полтора часа. (Смеется.) Так вышло, что после "Штрафбата" я снял фильм "Коля - перекати поле", а после сериала "Завещание Ленина" - "Петю:". А сейчас приступаю к 16-серийному проекту по заказу канала "Россия" с рабочим названием "Раскол", главные персонажи которого - царь Алексей Михайлович (Тишайший), протопоп Аввакум, патриарх Никон, боярыня Морозова. Но я не делаю принципиального различия между телевизионным фильмом и фильмом для большого экрана. Просто стараюсь снимать интересное кино.