Государство встанет за прилавок

На этой неделе истекает десятидневный срок, установленный Владимиром Путиным для доработки закона о торговле, который обсуждается уже два года. На прошлой неделе вопросы его подготовки обсуждались на совещании в Белом доме. Накануне премьер еще раз затронул эту тему на встрече с лидерами фракций в Госдуме. "Труд" решил разобраться в особенностях готовящегося законопроекта.

Сейчас есть два варианта закона о розничной торговле: один предложен Минпромторгом, второй - группой депутатов Госдумы во главе с Ириной Яровой. Владимир Путин на прошлой неделе потребовал в десятидневный срок доработать закон.

В интересах всех

На встрече с лидерами думских фракций премьер-министр заявил, что при разработке финальной версии закона о торговле необходимо учитывать интересы всех граждан России. "Речь идет о создании равных условий для развития всех форм торговли, о формировании цивилизованных стандартов взаимодействия по всей цепочке - от производства сельхозпродукции до переработки и потом уже продажи потребителю. От этого должен выиграть и бизнес, и, самое главное, обыкновенные покупатели", - подчеркнул он.

По мнению главы правительства, лучше всего объединить два проекта закона и устранить "определенные перекосы", в частности - торговую наценку, которая "иногда достигает 55-78-100%", что является "перебором". Он отметил, что в торговле "регулирующая функция государства должна присутствовать".

В чем разница

Как рассказал "Труду" глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, чтобы доступ производителей к торговым сетям был равным, планируется разработать механизм, учитывающий затраты на логистику, аренду и другие факторы.

По его словам, правительственный вариант закона не предполагает ограничений по торговой наценке и не позволяет государству влиять на цены, кроме узкого ассортимента социально значимых товаров, но акцентирует внимание на процессах саморегулирования бизнеса. "Депутатский же законопроект разрешает продавцам самостоятельно устанавливать цены, однако правительство может регулировать максимальный размер торговой наценки, причем не только на продовольствие, но и на медицинские и детские товары, - пояснил депутат. - Также в нашем документе наиболее точно прописано определение торговых сетей и антимонопольное регулирование". Ограничение наценки, считают в Думе, позволит снизить цены. Закон, по словам спикера парламента Бориса Грызлова, будет приниматься на осенней сессии.

Консультант департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Андрей Чернявский поясняет, что в депутатском варианте государство - основной регулятор рынка розничной торговли, который вправе устанавливать максимальную наценку, требовать должную квалификацию сотрудников магазинов, регулировать количество импортных товаров на полках. "Минпромторг выступает за более мягкий закон, согласно которому государство не должно вмешиваться в работу рынка, однако и роль антимонопольной службы весьма расплывчата", - полагает эксперт.

При этом, как считают в X5 Retail Group (сети "Перекресток", "Пятерочка"), вариант министерства "вполне компромиссный и устраивает всех участников рынка". Вдобавок, рассказал "Труду" представитель одной из крупных торговых сетей, никаких преград для производителей сельхозпродукции для работы с торговыми сетями нет. "У нас есть лишь определенные требования к упаковке продукции и вопросы по оплате ее доставки", - отметил собеседник "Труда".

Впрочем, добавляет председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" Давид Якобашвили, ситуация зачастую такова, что за украденный или не довезенный до магазинов товар отвечает производитель. "Государство должно стать в этих отношениях третейским судьей", - считает он. Кроме того, полагает предприниматель, торговые сети обязаны продавать по разумным ценам продукты первой необходимости и отказаться от продажи продукции ниже ее себестоимости. По словам Евгения Федорова, производители и продавцы социально значимых товаров, согласно депутатскому проекту закона, будут получать компенсацию разницы в цене.

Кто и как регулирует торговлю

В Белоруссии действует ряд законов, в той или иной степени регулирующих торговлю. Основным считается указ президента Александра Лукашенко 1999 года "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)". В документе сказано, что продавцы и производители товаров могут повышать цены только в том случае, если это экономически обосновано. Кроме того, каждый год Совет министров Белоруссии и Нацбанк утверждают предельные индексы изменения отпускных цен, превышать которые строго запрещается. Это правило распространяется на все белорусские предприятия, кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В законодательстве Белоруссии также прописан перечень социально значимых товаров и услуг, цены на которые устанавливает только Министерство экономики. Вот некоторые из них: мука, хлеб, молоко, детское питание, мясо, сахар, овощи, услуги общественных бань, парикмахерских, прачечных, химчисток, ремонта обуви, ритуальные услуги, фото на документы.

Правительство Венесуэлы также устанавливает цены на товары первостепенной важности, прежде всего на мясо. Если продавцы превышают этот уровень, им грозят неприятности - от конфискации товара до полной национализации предприятия. Уго Чавес назвал это "Законом для защиты народа".

На постсоветском пространстве списки социально значимых товаров существуют на Украине и в Молдавии. В западных странах госрегулирование торговли сведено к минимуму и действует в основном в высокомонополизированных отраслях. Например, во Франции это продажа газа, электроэнергии и транспортные услуги. В США правительство регулирует цены на молочную продукцию, устанавливая контрольный минимум. Если рыночные цены опускаются ниже этого уровня, государство скупает товар и использует его в виде бесплатных завтраков для школьников, помощи беднякам и т.п.