МОЛЬ ПОБИЛА "САД"

Когда Никита Михалков, произнося речь на закрытии российской программы 30-го ММКФ, сообщил о том, что блокбастеры наши режиссеры научатся снимать лет черед двадцать, а пока обратить бы им внимание на русскую классику, многие сочли эту фразу намеком на победу Сергея Овчарова. Но ни "Сад", ни "Райские птицы" Романа Балаяна ни одной награды не получили.

Лишь жюри ФИПРЕССИ отметило фильм Кати Шагаловой "Однажды в провинции". Но это лишь подчеркнуло, что ММКФ, который уже несколько лет подряд холит, лелеет и награждает своих, отступил от привычных правил и шутка о том, что для подготовки программы "Счастливая дюжина" для 40-го ММКФ не придется особенно тратиться на билеты для лауреатов различных годов, поскольку все они будут жить в Москве или Петербурге, больше не работает.
Вряд ли можно назвать работу жюри во главе с легендарной бергмановской музой Лив Ульманн легкой: конкурс ММКФ всегда был самым слабым местом фестиваля, остается им и сейчас. И те сто тысяч зрителей, которые побывали на ММКФ за время его проведения, в большинстве своем смотрели внеконкурсные программы: "8 1/2 фильмов" с картиной американца Тодда Хейнса "Меня здесь нет", своеобразной биографией Боба Дилана, которого играют шесть человек; "Московскую эйфорию", в которой участвовали отмеченные в Каннах фильмы "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики и "Молчание Лорны" братьев Дарденн; ретроспективы картин Джона Кассаветиса и приезжавшего на открытие Такеши Китано (говорят, что в России он находился не только ради ММКФ, но и для того, чтобы участвовать в одной рекламной кампании).
"Очень спасибо", произнесенное получившей приз "Верю" Изабель Юппер, и танцы Уилла Смита, конечно, говорят о том, что уважение к ММКФ в мире растет, однако на том, ради чего фестивали, собственно, и проводятся, это пока не отражается. Из ровной череды блеклых и не особенно запоминающихся конкурсных фильмов выбивается лишь дебютный болгарский "Дзифт" Явора Гырдева: снятая в традициях неонуара с примесью социалистического реализма черно-белая одновременно трагическая и забавная история о мужчине по прозвищу Моль, отсидевшем 15 лет и вышедшем из тюрьмы не на волю, а в тоталитарную Софию. Его бестолковая жизнь исчерпывается фразой: "Моль случайно живет и случайно умирает".
Среди лауреатов нынешнего ММКФ было еще два дебютанта - победитель конкурса "Перспективы" очаровательный 51-летний мексиканец Рене Виллареаль с картиной "Кумбия нас связала" и француженка Марион Лейн, получившая специальный приз жюри за свою простую "Простую душу" - экранизацию романа Гюстава Флобера с Сандрин Боннер в главной роли.
Американец Ричард Дженкинс, сыгравший в фильме Тома Маккарти "Посетитель", был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Его герой, преподаватель Уолтер, чью жизнь оживило участие в делах молодого нелегала из Сирии, весь фильм существует со сдержанно-тоскливым выражением лица, лишь изредка позволяя прорываться чему-то человеческому.
Приз за лучшую женскую роль вполне мог бы достаться немецкой актрисе Катарине Тальбах, сыгравшей Ханну в фильме Бернда Бехлиха "Луна и другие любовники" - яркая роль импульсивной женщины, которую жизнь колотит чем ни попадя, разоряя ее магазин, отнимая дочь, руша связи и в конце концов лишая руки; но Ханна, поплакав, и с пластмассовым протезом не теряет стойкости. Но жюри предпочло Маргариту Буй из итальянского фильма "Дни и облака" режиссера Сильвио Сольдини - ее героиня Эльза тоже борется с отсутствием денег, и местами весьма темпераментно, особенно в сценах страстных ссор с потерявшим работу мужем: горячий итальянский стрекот, размахивание руками, горящие глаза... Маргарита Буй честно разыгрывает драму женщины, которой приходится отказываться от большой квартиры, яхты, любимых занятий реставрацией и выходить на неинтересную работу.
И, наконец, "Золотой Георгий" (равно как и приз кинопрессы) достался иранскому фильму "Проще простого", названному кинокритиками "тончайшим и умнейшим". Режиссер Реза Мир Карими тщательно и подробно передала один день из жизни иранской женщины, наполненный почти исключительно бытом: Тахере пишет стихи, но в основном покупает и готовит еду, от которой члены семьи почему-то регулярно отказываются, бродит по магазинам, помогает соседям разрешать различные проблемы, беседует со своими детьми и никому не отвечает на вопрос, отчего же у нее такие грустные глаза. Возможно, и жюри, и коллег задела тоска никем не оцененной доброй и прекрасной женщины (а актриса Хенгамех Гажиани действительно очень красива), и они решили оценить хотя бы фильм.
А устроители фестиваля решили заглушить тоску российских болельщиков, придумав неожиданный приз для Гуса Хиддинка: за лучшую режиссуру и работу команды. Хлопушку с автографами участников фестиваля не прибывшему на вручение тренеру передадут - забиравший награду заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков назвал факт ее присуждения "мудрым решением". Но это решение, выглядящее скорее шуточным, пожалуй, говорит не об интеграции спорта и искусства, а о том, что 30-й ММКФ пока что внутренне продолжает оставаться "домашним" фестивалем, несмотря на сдержанные церемонии и мировые премьеры.