Лишь жюри ФИПРЕССИ отметило фильм Кати Шагаловой "Однажды в провинции". Но это лишь подчеркнуло, что ММКФ, который уже несколько лет подряд холит, лелеет и награждает своих, отступил от привычных правил и шутка о том, что для подготовки программы "Счастливая дюжина" для 40-го ММКФ не придется особенно тратиться на билеты для лауреатов различных годов, поскольку все они будут жить в Москве или Петербурге, больше не работает.
Вряд ли можно назвать работу жюри во главе с легендарной бергмановской музой Лив Ульманн легкой: конкурс ММКФ всегда был самым слабым местом фестиваля, остается им и сейчас. И те сто тысяч зрителей, которые побывали на ММКФ за время его проведения, в большинстве своем смотрели внеконкурсные программы: "8 1/2 фильмов" с картиной американца Тодда Хейнса "Меня здесь нет", своеобразной биографией Боба Дилана, которого играют шесть человек; "Московскую эйфорию", в которой участвовали отмеченные в Каннах фильмы "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики и "Молчание Лорны" братьев Дарденн; ретроспективы картин Джона Кассаветиса и приезжавшего на открытие Такеши Китано (говорят, что в России он находился не только ради ММКФ, но и для того, чтобы участвовать в одной рекламной кампании).
"Очень спасибо", произнесенное получившей приз "Верю" Изабель Юппер, и танцы Уилла Смита, конечно, говорят о том, что уважение к ММКФ в мире растет, однако на том, ради чего фестивали, собственно, и проводятся, это пока не отражается. Из ровной череды блеклых и не особенно запоминающихся конкурсных фильмов выбивается лишь дебютный болгарский "Дзифт" Явора Гырдева: снятая в традициях неонуара с примесью социалистического реализма черно-белая одновременно трагическая и забавная история о мужчине по прозвищу Моль, отсидевшем 15 лет и вышедшем из тюрьмы не на волю, а в тоталитарную Софию. Его бестолковая жизнь исчерпывается фразой: "Моль случайно живет и случайно умирает".
Среди лауреатов нынешнего ММКФ было еще два дебютанта - победитель конкурса "Перспективы" очаровательный 51-летний мексиканец Рене Виллареаль с картиной "Кумбия нас связала" и француженка Марион Лейн, получившая специальный приз жюри за свою простую "Простую душу" - экранизацию романа Гюстава Флобера с Сандрин Боннер в главной роли.
Американец Ричард Дженкинс, сыгравший в фильме Тома Маккарти "Посетитель", был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Его герой, преподаватель Уолтер, чью жизнь оживило участие в делах молодого нелегала из Сирии, весь фильм существует со сдержанно-тоскливым выражением лица, лишь изредка позволяя прорываться чему-то человеческому.
Приз за лучшую женскую роль вполне мог бы достаться немецкой актрисе Катарине Тальбах, сыгравшей Ханну в фильме Бернда Бехлиха "Луна и другие любовники" - яркая роль импульсивной женщины, которую жизнь колотит чем ни попадя, разоряя ее магазин, отнимая дочь, руша связи и в конце концов лишая руки; но Ханна, поплакав, и с пластмассовым протезом не теряет стойкости. Но жюри предпочло Маргариту Буй из итальянского фильма "Дни и облака" режиссера Сильвио Сольдини - ее героиня Эльза тоже борется с отсутствием денег, и местами весьма темпераментно, особенно в сценах страстных ссор с потерявшим работу мужем: горячий итальянский стрекот, размахивание руками, горящие глаза... Маргарита Буй честно разыгрывает драму женщины, которой приходится отказываться от большой квартиры, яхты, любимых занятий реставрацией и выходить на неинтересную работу.
И, наконец, "Золотой Георгий" (равно как и приз кинопрессы) достался иранскому фильму "Проще простого", названному кинокритиками "тончайшим и умнейшим". Режиссер Реза Мир Карими тщательно и подробно передала один день из жизни иранской женщины, наполненный почти исключительно бытом: Тахере пишет стихи, но в основном покупает и готовит еду, от которой члены семьи почему-то регулярно отказываются, бродит по магазинам, помогает соседям разрешать различные проблемы, беседует со своими детьми и никому не отвечает на вопрос, отчего же у нее такие грустные глаза. Возможно, и жюри, и коллег задела тоска никем не оцененной доброй и прекрасной женщины (а актриса Хенгамех Гажиани действительно очень красива), и они решили оценить хотя бы фильм.
А устроители фестиваля решили заглушить тоску российских болельщиков, придумав неожиданный приз для Гуса Хиддинка: за лучшую режиссуру и работу команды. Хлопушку с автографами участников фестиваля не прибывшему на вручение тренеру передадут - забиравший награду заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков назвал факт ее присуждения "мудрым решением". Но это решение, выглядящее скорее шуточным, пожалуй, говорит не об интеграции спорта и искусства, а о том, что 30-й ММКФ пока что внутренне продолжает оставаться "домашним" фестивалем, несмотря на сдержанные церемонии и мировые премьеры.