С ДЕТСТВА РУССКАЯ...

Она мечтала о карьере балерины, но тяжелая болезнь матери вынудила ее бросить учебу и взять на себя заботу о семье. В 18 лет она стала фотомоделью, потом были крошечные роли в кино. Звездный час для начинающей актрисы пробил в 1968 году, когда она сыграла в паре с Фрэнком Синатрой в фильме "Детектив".

Сочетание красоты, энергичности и мягкой женственности сделало Жаклин Биссет звездой. Были в ее биографии и проходные роли, но были и классические работы - в "Американской ночи", в картине "У подножия вулкана", в "Церемонии", в "Домино"... На сегодняшний день в послужном списке актрисы около 80 ролей.
На Московском кинофестивале Жаклин Биссет представляет драму из жизни XIX века "Изящное искусство любви", где сыграла директрису приюта для юных девушек-сирот, которых готовят к балетной карьере, но и не только к ней. Беседа актрисы с журналистами началась с вопросов корреспондента "Труда".
- Госпожа Биссет, как известно, в вашей фильмографии есть и главная роль в фильме "Анна Каренина". Какое место в вашей жизни занимает русская культура?
- Я взахлеб прочитала книгу Льва Толстого от начала до конца, и мне все сразу стало понятным. Я ощутила мятежный дух этой русской женщины, ее неукротимое стремление к независимости. Единственной трудностью для меня было то, что требовалось стать чуточку моложе. Но я с этим справилась. Анна Каренина - одна из моих самых любимых ролей. А русская культура вошла в мою жизнь еще с детства. Я тогда увлекалась балетом, и в нашем маленьком домике часто звучала русская классическая музыка: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. Помню, я все время танцевала, как безумная, под эти чарующие звуки...
- Одна из ваших лучших работ - роль в фильме "Наполеон и Жозефина". Как вы нашли ключ к этому образу?
- Жозефина воспринимала Наполеона совершенно иначе, чем все окружающие. Готовясь к съемкам, я узнала, что, оказывается, моя героиня читала ему книги вслух. Согласитесь, это трогательная деталь, которая вносит некую краску в их интимные отношения. Очевидно, он любил мелодичный звук ее голоса.
Обворожительно улыбаясь, Жаклин Биссет ответила и на "нескромный вопрос" о своих лучших мужчинах-партнерах в кино. Фрэнк Синатра был наделен эпитетом "легендарный", Жан-Поль Бельмондо оказался "гибким", Ник Нолти - "веселым", а вот имя "самого сексуального" так и не было обнародовано. Возможно, это Александр Годунов - известный солист балета Большого театра, сбежавший в США в 79-м, долгое время живший с Биссет гражданским браком (сама актриса официально ни разу замужем не была) и ушедший из жизни еще относительно молодым. "В первое наше свидание Годунов повел меня в кино, - предалась воспоминаниям Жаклин. - Показывали мелодраму "Москва слезам не верит". Я смотрела то на экран, то на Александра и пыталась понять, что собой представляет настоящая жизнь в далекой России. Я знала, что в фильме много пропаганды, что показывают то, чего на самом деле и не существует. Но меня увлекла идея фильма: настойчивый человек добивается всего в жизни сам. И в этом случае, может быть, не столь и важно, при каком социальном строе он живет. Иногда такие истории намного познавательнее, чем фильмы о богатых и знаменитых".
О представленной на Московском кинофестивале картине "Изящное искусство любви" актриса рассказала, что это жесткая и мрачная драма - пример эксплуатации женщин самими женщинами. "И в результате все становятся жертвами, - заключила Биссет. - Для меня этот фильм еще одна веха в долгой борьбе за уважение к женщине. Кино я всегда любила, но в последние годы смотрю его редко. Коммерческие фильмы меня утомляют, особенно американские. Там вроде бы много всего намешано, но смотреть это не хочется. Меня уже трудно удивить как зрителя, а не как актрису или, скажем, профессионала. Но сильно расстраивает, что в современных картинах много злобы, вражды, а светлые стороны жизни и надежда на лучшее часто совсем отсутствуют. Я очень впечатлительная, и с помощью искусства меня можно легко растрогать. Зачем далеко ходить, бывает, иные газетные статьи заденут за живое, затронут какие-то внутренние струны. Так что газета, может быть, более значимое событие в жизни общества, чем многие фильмы, которые успешно зарабатывают деньги в прокате".