Однако тенденция отмечена верно. В 1999 году, когда разрыв составлял 13,9 раза, предполагалось за пять лет цифру снизить до 10. И хотя бедных не допускали до нефтяного пирога, некоторое время дифференциация доходов пусть медленно, но снижалась. В 2004 году все перевернулось: разрыв между наиболее богатыми и бедными резко увеличился и сейчас продолжает расти.
Происходит это в условиях массовой бедности и даже нищеты, в том числе среди работающих. По данным центра Левады, в конце 2003 года 17% россиян испытывали нехватку денег на еду (в мае 2006 года их было 16%), 36% хватало на еду, но не на одежду (май 2006-го - тоже 36%), 33% хватало на еду и одежду, но не на телевизоры или холодильники (37%), и лишь 12% могли купить товары длительного пользования, но не "действительно дорогие вещи" - например, автомобиль (в мае 2006-го их стало 11%). Таким образом, в стране, где крупнейшие корпорации и государственная казна буквально захлебываются от денег, каждый восьмой - нищий, а девять из десяти - бедные.
Считаем дальше. В 2004 году, когда реальные доходы населения в целом выросли весьма значительно - на 9,9% - лишь 18% населения ощутили рост своих реальных доходов, а 39% столкнулись с их снижением. В 2005 году реальные доходы всего населения увеличились на 8,8%, но ощутили это 15% населения, 28% стали жить беднее. Что это значит? Сверхдоходы от экспорта не просто концентрируются у незначительной прослойки граждан, а это еще и сопровождается обеднением значительных масс населения, причем число "проигрывающих" примерно вдвое превышает число "победителей"!
Столь драматическое изменение социальной политики не могло не отразиться на настроениях общества. За 2004 год доля считающих, что страна развивается правильно, упала с 51 до 35%. То есть произошло "зеркальное" изменение настроений страны. И за 2005 год, несмотря на титанические усилия официальной пропаганды, доля верящих в "верный путь" осталась на уровне 35, а в апреле 2006 года таких стало 36 %.
Почему же богатые богатеют, а бедные беднеют? Причина на поверхности - освобождение правящей бюрократии от всякой ответственности перед обществом. Известно и лекарство от этой давней болезни: достаточно вспомнить, что государство создано для службы народу, а не горстке презирающих его чиновников и олигархов. Но вот ведь что показательно: даже "дело ЮКОСа", затеянное против олигархов, больнее всего ударило не по бизнесменам, а по беднейшей и потому бесправной части российского населения. Хотели как лучше, а получилось, как всегда?