ДОМ, ГДЕ ПРИТВОРЯЮТСЯ СЕРДЦА

В "Мастерской Петра Фоменко" поставили спектакль "Дом, где разбиваются сердца", в котором актеры, балансируя на куче пробок из-под бутылок, объясняются в любви, целуются и строят друг другу козни.

Среди 200 московских театральных коллективов этот занимает особое положение. Пресса его практически никогда не ругает, лишнего билетика ни на один его спектакль не достать, а киношники, жаждущие заполучить "фоменковцев" в свои фильмы, гоняются за ними, словно за голливудскими звездами. Причина такого успеха - в атмосфере театра, созданной его руководителем со дня основания.
"Мастерская Петра Фоменко" открыла сезон "Тремя сестрами" Чехова и уже побывала с ними за рубежом, а закрывает его драмой Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Пока в России еще никому не удавалась раскусить этот крепкий орешек, хотя английский классик очень много взял от Чехова, его герои тоже пьют чай, а в это время разбиваются их судьбы. Жили они во времена первой мировой войны, но при этом делали вид, что ничего страшного вокруг них не происходит, и как могли отгораживались от трагической действительности, пока бомбы не стали падать им на головы...
Постановщик спектакля Евгений Каменькович увидел в этой исторической коллизии нечто близкое психологии людей начала ХХI века, живущих в состоянии перманентной войны, навязанной террористами, но предпочитающих носить розовые очки и не смотреть правде в лицо. Надо сказать, социальная драма - не главный конек "Мастерской", ее актерам ближе тонкая психология, глубины человеческой души, где можно обнаружить и доброе, и злое. Но в то же время они охотно откликаются на пародии, умеют шутить и зло иронизировать по поводу всего и вся. Вот это их качество и использовал в спектакле режиссер. Ведь, Бернард Шоу скептически относился к своим персонажам, и в том, что разбивается их жизнь, винил только их.
В небольшом зале на 200 мест, на отгороженном стульями пространстве выстроен двухэтажный дом с мостиками и узкими лестницами, напоминающий корабль, севший на мель. Здесь всеми командует и заправляет "морской волк" капитан Шотовер, презирающий абсолютно всех, включая двух своих дочерей. Роль этого восьмидесятилетнего старика в гротесковой манере исполняет молодой актер Карэн Бадалов. Перевоплощение происходит на глазах публики, и это выглядит не только забавно, но и жутко...
Из пробок, которые бросает хозяин дома со второго этажа после каждой выпитой бутылки, образуется гора, и все вынуждены ходить по ней, падать, скользить, балансировать. Эта неестественная пластика героев во многом определяет и стиль их поведения, делает их похожими на каких-то гротесковых кукол. Так, муж старшей сестры Гектор Хешебай (Илья Любимов) носит огромные усы, завивающиеся до самых ушей, но когда ему надоедает играть Дон Жуана, то он отклеивает их и разрешает качать себя как малого ребенка, своей эмансипированной жене (Наталия Курдюбова), которая развлекается тем, что сдает своего мужа "напрокат" дамам. Ее младшая сестра, леди Ариадна, знает толк в интригах и успешно ловит рыбку в мутной воде. В блистательном исполнении Полины Кутеповой - это само воплощение женственности, хрупкости и незащищенности. Но как меняются глаза этой воздушной нимфы, когда она остается одна - в них виден холодный расчет и жадность. Сцена ее свидания с усатым Гектором напоминает пошлый водевиль. Принимая разные изысканные позы, любовники стараются изобразить страсть, но внутри у них все молчит, и они подобны плохим статистам, изображающим любовный экстаз перед кинокамерой.
Артисты "Мастерской Петра Фоменко" прекрасно справились с режиссерской задачей и в очередной раз доказали, что им подвластен не только тонкий психологизм, но и эксцентрика с уклоном в буффонаду, где насмешливый стиль Бернарда Шоу оказался очень кстати.