Самым знаменательным в минувшем телесезоне было, конечно, шестидесятилетие Победы. Майские торжества достаточно разнообразно и впечатляюще предстали в репортерских жанрах. Но все же главное зрительское ожидание этих дней не сбылось: ТВ не приготовило к высокой дате достойной художественной премьеры - сериала или фильма о Великой Отечественной, которые стали бы событием в искусстве и общественной жизни. В которых содержались бы откровение, свежий взгляд, новое слово о минувшем. Да, были сериалы на военную тему, и достаточно много, но от уже опостылевших боевиков про спецназовцев с бесконечной стрельбой и драками они в большинстве случаев отличались разве что обмундированием героев. В основном же на экране "светилась" знакомая каждому до последнего кадрика киноклассика. Телевизионщиков в очередной раз выручал их "старший брат".
Зато в развлечениях в минувшем сезоне домашний экран преуспел. Никогда прежде не было на крупнейших каналах такого числа передач легкого жанра. Если еще совсем недавно телеэкран был всецело во власти попсы, то теперь ее сильно потеснили те, кого принято называть "разговорниками". Усилиями Е.Петросяна, М.Задорнова, Р.Дубовицкой и их коллег нынешний эфир не только поет и пляшет, но еще и шутит, и пародирует, и даже как бы пытается указывать нам на наши недостатки. Но делает это так бездарно, что из терпения выходят буквально все: и рядовые зрители, и высокопоставленные чиновники.
Впрочем, уже давно известно, что телевизионным боссам решительно все равно, что о них говорят. Получив в очередной раз на конкурсе вещателей лицензию, они, будучи умелыми дельцами, в течение последующих пяти лет заботятся только о прибыльности своего бизнеса. В эти дни как раз появилось сообщение о том, что лицензия в очередной раз продлена телекомпании ТВЦ. И я этому только рад: мало в стране осталось каналов, которые бы, как ТВЦ, были социально ориентированы, не гнались за жанрами, приносящими высокие барыши, но калечащими души зрителей. Зато не без удовольствия представляю себе разочарование некоторых амбициозных телевизионных деятелей, уже присмотревших место для своих "грандиозных" проектов на третьей кнопке и многие месяцы плетущих интриги с целью ее освобождения.
И еще одна примета сезона. В борьбе за высокий рейтинг крупнейшие телеканалы буквально помешались на сексуальной тематике. Канал НТВ, напав в свое время на качественный американский сериал "Секс в большом городе", после небольшого перерыва стал опять разрабатывать эту "золотую жилу". Повторяется показ не самых лучших его частей, а тех, где побольше "про это".
Громкий скандал вокруг реалити-шоу "Дом-2" также связан с этой актуальной темой. Не стану возвращаться к спорам не только на страницах газет, но и в телеэфире о допустимости порнографических сцен на ТВ. Дело в том, что эти споры, как и обсуждение засилья ненормативной лексики на домашних экранах, также оказались отличительной чертой сезона. Все чаще явления естественные, но все же сугубо интимные становились поводом для публичного, обращенного к многомиллионной аудитории шоу. Если посчитать, какой процент среди тем только дневных (!) ток-шоу занимали проституция, изнасилования, сексуальные извращения, нетрадиционная ориентация, измены супругов и т.п., то крен кажется ошеломляющим. Одно обсуждение в студии А. Малахова беременности одиннадцатилетней девочки в присутствии, так сказать, героини чего стоит! Эта бедная девчушка стала всенародно известной, "звездой", можно сказать. Но если и другие бестолковые подростки захотят вмиг прославиться при помощи всеядного ТВ, - какой путь выберут они?..
Постепенное превращение телевизионного эфира в нескончаемое шоу оказалось одним из самых главных и далеко не безобидных явлений уходящего сезона. Не только информация, но и публицистика строится теперь по законам эффектного зрелища. Даже серьезные ведущие изо всех сил стараются не столько сообщать нам нечто важное, сколько развлекать. Понятно, что в такой "публицистике" страдает содержание, меняется, а то и вовсе искажается смысл...
К сожалению, далеко не в первый раз по итогам года звучит именно такой неутешительный вывод. И несмотря на широко разрекламированную хартию теленачальства о запрете показа сцен жестокости и насилия и прочих благих намерениях, нет пока оснований предполагать, что к июню будущего года произойдут существенные подвижки.