Сразу пошли разговоры: раз за ленту идет такая битва, значит, она является верным соискателем на приз "Золотой Георгий". Но были и сомневающиеся: неужели руководство ММКФ рискнет присудить российской ленте главный приз второй год подряд? (Напомним, что в прошлом году триумфатором Московского фестиваля стал блистательный фильм "Свои", к которому приложил руку председатель жюри нынешнего ММКФ, сценарист Валентин Черных.) Тем более что в конкурсе Московского фестиваля неожиданно оказалось много по-настоящему хороших лент.
То ли отборщики ММКФ в этом году постарались, то ли год оказался урожайным на удачи, то ли фестивальная конъюнктура постепенно меняется в пользу Московского киносмотра, но к середине конкурса, когда был показан фильм "Космос как предчувствие", стало ясно, что у режиссера Алексея Учителя есть много реальных соперников. Это чех Петр Зеленка со смешной абсурдистской комедией "Хроники обыкновенного безумия", финн Аку Доухимиес с яростной социальной фреской "Вечная мерзлота", датчанин Томас Винтерберг со стильной и сильной притчей "Дорогая Венди", американец Арье Позин, поставивший яркий сатирический памфлет "Чамскрабер", в котором вывернул наизнанку фальшивый быт прилизанного обывательского городка...
Список конкурсных удач можно было бы продолжить, в то время как сама российская картина, повествующая о конце 50-х годов прошлого века, многих критиков попросту разочаровала, в том числе и автора этих строк. Замечательно снятая оператором Юрием Клименко, она не очень внятна по сюжету, запутанна по взаимоотношениям четырех молодых героев, которые по ходу дела меняются партнерами, туманна по смыслу. В ленте "Космос как предчувствие" есть отдельные талантливые эпизоды, сцены, но нет, на мой взгляд, художественной цельности, нет объемного образа той драматичной, противоречивой эпохи, когда на смену свинцовому безвременью пришла оттепельная пора. Не случайно ленту не заметило жюри российских критиков, которое "Космос..." даже не рассматривало в качестве претендента на свою премию, назвав лучшей работой фестиваля уже упоминавшиеся "Хроники обыкновенного безумия". Что касается иностранной прессы, то она отдала свой приз авангардистской шведской ленте "Гитара-монголоид". Простые зрители, а вместе с ними и фанаты-одноклубники отдали свои симпатии фильму "Чамскрабер". И только Большое жюри посчитало лучшим фильмом фестиваля "Космос как предчувствие", на что, разумеется, имело полное право.
В интервью со мной драматург Валентин Черных отверг все подозрения в том, что на жюри было оказано давление со стороны руководства ММКФ. Попытался он развеять и мои сомнения по поводу того, что, мол, негоже российской картине дважды подряд получать главный приз в Москве. Это Валентину Константиновичу удалось, скажу прямо, не вполне. Хотя бы потому, что я доподлинно знаю: французские картины в Канне уже не побеждают много лет, в Берлине - год за годом "пролетают" немецкие ленты. В Венеции два года назад за фильм классика итальянского кино Марка Белоккио болел сам премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, о чем он недвусмысленно обмолвился в прессе, но жюри во главе с итальянцем Марио Мониччели присудило главный приз фильму "Возвращение" в постановке никому на тот момент неизвестного русского режиссера Андрея Звягинцева. Не потому ли авторитет Венецианского фестиваля растет год от года?
А вот престиж Московского киносмотра, на мой взгляд, в очередной раз пошатнулся. После этого, мягко говоря, спорного решения жюри пресса дружно заговорила о рецидиве приснопамятных андроповско-черненковских времен, когда золотой приз ММКФ в обязательном порядке доставался советской картине - независимо от ее качества. Вряд ли такие оценки пойдут на пользу Московскому кинофестивалю, который после долгого кризиса только-только начал было расправлять плечи.