"БАБУШКА СОВЕТСКОГО ШПИОНАЖА"

Последние 70 лет она прожила в тихом пригороде Бекслихит в 10 километрах к югу от Гринвича. Смерть пожилой пенсионерки вряд ли бы вызвала общественный интерес и тем более пространные некрологи в ведущих британских газетах, если бы не одно обстоятельство: "бабушка Мелита" была самой успешной советской шпионкой в Великобритании.

40 лет она регулярно передавала в Москву строго засекреченные сведения о британской военной ядерной программе и при этом ни разу не была поймана за руку. Ее история всплыла совершенно случайно шесть лет назад в результате бегства в Британию бывшего сотрудника архива КГБ Митрохина, вывезшего с собой огромное количество документов этой организации.
В 1935 году в жизни 23-летней Мелиты Сирнис (такова ее девичья фамилия) произошли два знаменательных события. Она вышла замуж за школьного учителя математики Хилари Норвуда - члена компартии и профсоюзного активиста. А через некоторое время старший товарищ мужа и один из основателей английской компартии Эндрю Ротштейн рекомендовал Мелиту в НКВД в качестве потенциального агента.
К тому времени Мелита уже работала в государственной организации Исследовательская ассоциация цветных металлов, и в недрах этого агентства в годы второй мировой войны и после нее тоже велись разработки британского ядерного оружия. И хотя Мелита всегда была всего лишь секретаршей и никогда не занимала на службе высоких должностей, она имела доступ к строго секретным материалам, исключительно интересующим Москву.
С помощью доставленной с Лубянки миниатюрной фотокамеры миссис Мелита, числившаяся в советских спецслужбах под кличкой Хола, снимала копии с тысяч научных и технических документов и через связного, с которым встречалась в самых неожиданных местах Лондона, переправляла их в Советский Союз. В результате в Кремле о ядерных секретах Лондона знали больше, чем британские министры, которых премьер Эттли запретил информировать о разработках атомной бомбы, поскольку, по его выражению, "некоторым из них нельзя доверять серьезные тайны".
В 1979 году Мелита поставила точку в своей трудовой биографии и до конца дней получала неплохую пенсию британского госслужащего. Тогда же они с мужем отправились в туристическую поездку в Москву, где она была тайком награждена орденом Красного Знамени и ежемесячной пенсией в 20 фунтов стерлингов (сейчас это около 40 долл., но 30 лет назад на эти деньги можно было жить). В ее личном деле в КГБ говорилось, что госпожа Норвуд "дисциплинированный и преданный агент, делающий все от нее зависящее, чтобы помочь советской разведке". Однако состояния себе агент Хола не скопила.
Когда в 1999 году деятельность ее была случайно раскрыта, бросившиеся к старушке журналисты обнаружили, что живет госпожа Норвуд более чем скромно, о содеянном не жалеет, а из газет по-прежнему читает только коммунистическую "Морнинг стар".
"Я делала это не ради денег, говорила она, - а ради того, чтобы спасти от поражения новую общественную систему, которая предоставила простым людям продукты питания по доступным им ценам, а также бесплатное образование и медицинское обслуживание. Я ни о чем не жалею".
Британские власти оказались тогда в затруднительном положении. По законам страны иностранного агента надо было судить и сажать в тюрьму. Но виновнице крупнейшего скандала в истории британских спецслужб было в тот момент 87 лет. Упрятать ее в таком возрасте за решетку было как-то неприлично. К тому же у властей не было особого желания привлекать внимание общественности к старым государственным тайнам.
В конце концов министр внутренних дел решил закрыть дело.