Думаю, именно из-за негативного отношения США Европа до сих пор не смогла выработать свою внешнюю оборонную политику. Разногласия продолжают углубляться. Внутри ЕС Лондон как ближайший партнер Вашингтона выступает против франко-германской оси, критикует различные предложения отсюда по внешней политике. Консолидацию Европы остановить невозможно, но идет она гораздо болезненней, чем предполагалось.
Помимо сложностей в отношениях с США, перед ЕС стоят по крайней мере две другие труднейшие проблемы. Во-первых, необходимо многое сделать для интеграции в сообщество новых стран. Они должны научиться жить в иных, чем ранее, условиях. Нужно приспособить правовые нормы, множество подзаконных правил к общему законодательству ЕС, решить различные организационные вопросы. Европейский союз вступает в период реформации с расширением прав парламента, с принципиальным изменением функций комиссии, с расширением прав ее главы.
Со вступлением десяти государств, уступающих по своему экономическому уровню старым членам ЕС, возникают сложности с выравниванием развития промышленного, сельскохозяйственного производства, жизненного уровня населения у новичков. В этом плане многое зависит от экономической конъюнктуры в Германии, на плечи которой ложится 30 процентов бюджета ЕС. Грош цена всем расчетам не только десятки "новобранцев", но и прежних членов ЕС, если экономика ФРГ забуксует, тем более - если покатится вниз.
Уже проявляются "обиды" со стороны тех стран (например, Испании или Португалии), которые лишатся существенной части финансовой поддержки, поскольку деньги пойдут вновь вступившим в сообщество. Недовольство Польши вызвало решение ФРГ не открывать свой рынок рабочей силы на ближайшие семь лет. В ответ Варшава намерена закрыть немцам свободный доступ к рабочим и экономическим ресурсам Польши. Предвещает конфликты и намерение ФРГ, Франции поставить под свой контроль главные промышленно-финансовые направления в деятельности Еврокомиссии. Словом, внутренних источников разногласий и недовольства более чем достаточно. Хорошо еще, что договорились принимать решения большинством голосов, а не по принципу консенсуса - в этом случае Евросоюзу угрожал бы коллапс.
Другая из числа важнейших проблема - это как расширяться ЕС дальше и нужно ли вообще расширяться? Такие вопросы возникают по разным причинам, в том числе и потому, что возникла новая ситуация с так называемым "ближним зарубежьем". В России ныне так именуются бывшие республики Советского Союза. В новых документах ЕС стратегического характера их называют "новым или ближним зарубежьем". Никто открыто не говорит, но обе стороны предпримут меры по укреплению своего влияния на эти государства. Я предвижу битву за Украину, сближения которой с Россией опасаются в ЕС, поскольку видят в этом создание мощного блока на востоке Европы. Тяготение к Западу, понятно, не очень нравится Москве.
Я не сомневаюсь, что Евросоюз предпримет экстренные меры, чтобы, используя выход на границы с Белоруссией, добиться реального влияния на эту страну с целью демократизации ее строя. Как посмотрит на такое положение Россия? Как отнесется ваша страна к положению Грузии, в которую Запад вкачивает большие средства и рассматривает в качестве ближайшего кандидата в НАТО? "Ближайшее зарубежье" с расширением ЕС обретает новое звучание.
Так нужно ли расширяться и как Евросоюзу?
Многие в сообществе полагают, что в ближайшие два десятилетия надо сохранить нынешний состав, может быть, приняв еще Румынию и Болгарию. Другая точка зрения, которая, на мой взгляд, возобладает - это формирование "Большой Европы", разумеется, непременно с Россией, но не по образу и подобию ЕС и не в кратчайшие сроки. Дальновидные политики предлагают идти в данном направлении, в частности, путем создания четырех пространств: экономика, внешняя политика, безопасность, культура и информация. Эти пространства надо заполнять конкретными акциями, совместными действиями, обоюдными усилиями, вырабатывая решения, отвечающие национальным интересам европейских стран, континента в целом, служащие укреплению международного правопорядка и безопасности. Разумеется, в эти пространства могут включаться, помимо России, и другие страны, стоящие сейчас за пределами ЕС.
Путь очень нелегкий, но разумной альтернативы ему, с моей точки зрения, не существует.