НОВЫЙ АДРЕС - КАМЕРА В ГААГЕ

Правительство Сербии в четверг на экстренном заседании приняло решение о выдаче экс-президента Слободана Милошевича Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии.

В ТЕЧЕНИЕ нескольких десятков минут решение было опубликовано в правительственном служебном вестнике, и после его официального вступления в силу бывший югославский лидер по распоряжению премьер-министра Сербии в стиле спецоперации НАТО был вертолетом сразу переброшен из белградской тюрьмы на американскую авиабазу в боснийском городе Тузла, где его уже ждали представители трибунала. Они и сопроводили его на британском военном самолете до голландского аэродрома Фалкенбург в десяти километрах от Гааги. Оттуда на вертолете под усиленной охраной его доставили в следственный изолятор трибунала в районе Схевенинген. Сразу после прибытия в изолятор он прошел медицинское обследование. В тюремной камере у Милошевича есть телевизор, он может ежедневно читать газеты, в том числе на родном языке. Его могут навещать адвокаты.
Сейчас в том же изоляторе содержатся 38 обвиняемых в совершении военных преступлений в годы войны на территории бывшей Югославии, в основном в Боснии и Герцеговине. Среди них одна женщина - экс-президент Сербской республики в составе Боснии и Герцеговины Биляна Плавшич.
Обвинительное заключение в отношении Милошевича утверждено судьей трибунала Дэвидом Хантом 29 мая 1999 года и распространяется на четырех его близких соратников, занимавших в то время высокие посты в государстве и армии, - Милана Милутиновича, Николы Шаиновича, Драголюба Ойданича и Влайко Стоильковича. Все пятеро обвиняются в преступлениях против человечности, совершенных с начала 1999 года в Косово.
Трибунал должен теперь определить дату, когда Милошевич предстанет перед ним, чтобы заявить, признает ли он себя виновным. Скорее всего, это произойдет в течение нескольких дней. Затем начнется многомесячная подготовка судебного процесса. Слободана Милошевича может ждать приговор - пожизненное заключение. Главный прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте назвала выдачу югославского экс-президента "вехой в международном уголовном праве".
Характерно, что нынешний югославский президент Воислав Коштуница узнал об этом решении правительства Сербии лишь из выпуска новостей одной из белградских радиостанций. Объясняя причины поспешной экстрадиции Милошевича, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич заявил, что этот шаг позволил избежать угрозы повторной международной изоляции и обеспечил условия для успешного проведения конференции стран-кредиторов Югославии. В сербском правительстве ожидают, что открывающаяся в пятницу в Брюсселе конференция завершится предоставлением Белграду свыше одного миллиарда долларов, которые крайне необходимы для вывода страны из затянувшегося экономического кризиса. Выдача экс-президента гаагскому трибуналу устранила последнее препятствие для участия в конференции Соединенных Штатов, имеющих решающее слово в выделении помощи Югославии международными финансовыми организациями.
Сербское правительство оставило без внимания решение союзного Конституционного суда, который приостановил в четверг действие правительственного декрета о сотрудничестве Белграда с трибуналом, и поставил под вопрос законность процедуры выдачи экс-президента. Декрет был опротестован командой адвокатов, защищающих бывшего югославского лидера, правовой службой Социалистической партии Сербии и большой группой профессоров - юристов Белградского университета. Противники декрета сослались в первую очередь на положение Основного закона Югославии, запрещающее экстрадицию собственных граждан иностранным судам.
Поспешное решение правительства будет иметь непредсказуемые последствия для внутриполитической ситуации в Югославии и, как ожидается, приведет к распаду союзного правительства. Представители Народной социалистической партии Черногории, входящие в коалиционное правительство Югославии, намерены разорвать союз с блоком сербских демократических партий (ДОС), что вызовет необходимость проведения досрочных союзных выборов. Между тем ожидаемый отказ черногорского руководства во главе с президентом Мило Джукановичем от участия в этиих выборах поставит окончательную точку в процессе разрушения единого югославского государства.
До сих пор блоку демократических партий, получившему на выборах солидный запас доверия избирателей, удавалось преодолевать многочисленные политические рифы без серьезных потрясений. Демократам прощали все - противоречивые революционные решения, непоследовательность во внутренней политике, прислужничество Западу, нарастающие словно снежный ком социальные проблемы, даже разбухающую коррупцию. Обстоятельства выдачи Милошевича, названные Коштуницей унизительными, неизбежно приведут к утрате значительной части авторитета лидеров ДОС. Правящие партии ожидает жаркое лето: социалисты и радикалы продемонстрировали в ночь на пятницу былое единство, устроив многотысячный митинг в центре Белграда под весьма воинственными лозунгами. Не следует забывать, что более половины всех югославов были настроены против выдачи экс-президента. На улицах Белграда уже рассказывают с горькой иронией свежий анекдот: "Сколько сейчас стоит Сербия? Ровно столько, сколько получит от США за выдачу Милошевича".
Напомню, что президент СРЮ Коштуница настаивал на том, чтобы судебный процесс над Милошевичем был организован в Белграде, а не в Гааге. Поздно вечером Коштуница выступил с резким заявлением по национальному телевидению, расценив выдачу экс-президента как "противозаконный и антиконституционный шаг". Решение сербского правительства, подчеркнул он, можно рассматривать как серьезную угрозу конституционному строю Югославии. Коштуница назвал акцию правительства "приемом из арсенала пагубной политики самого Милошевича" - беззаконным и унизительным для любого государства. Кому-то внутри страны и за ее пределами не терпелось выполнить обязательства, непонятно когда и перед кем взятые, заявил югославский президент.