КАЖДОМУ МИНИСТРУ - ПО "ТЕНЕВИКУ"

Побывавший недавно в Великобритании спикер Госдумы Геннадий Селезнев делится с нашим корреспондентом впечатлениями о визите.

- Меня порадовало, - сказал Геннадий Николаевич, - что британские парламентарии и правительство этой страны намерены значительно активизировать отношения с Россией. Причем не только государственные и парламентские, но и контакты между общественными организациями в области науки, культуры, образования. У членов комитета по вопросам обороны палаты общин есть желание обсудить с соответствующим комитетом Госдумы американскую программу ПРО.
В Великобритании у правительственных министров имеются оппоненты в оппозиции, составляющие теневой кабинет. Как считает Селезнев, такой кабинет - важный инструмент демократии.
- Выступает в парламенте, к примеру, министр иностранных дел, а ему оппонирует министр иностранных дел теневого кабинета, - сказал спикер Госдумы. - Происходит серьезный, профессиональный разговор. Параллельно это позволяет оппозиционным политикам глубже вникать в суть проблем, фактически участвовать в процессе управления государством. Если завтра такой политик займет пост министра, он будет хорошо известен и парламенту, и прессе, его имя уже ассоциируется с определенной сферой деятельности правительства. А у нас, к сожалению, на посты министров нередко назначаются люди, которых вообще никто не знает.
- Очень интересным, - продолжал Селезнев, - было обсуждение в парламенте положения дел с медицинским обслуживанием населения. Многие из поднятых проблем очень схожи с российскими. Это и количество квалифицированных врачей и медсестер, и стоимость лекарств, и очереди в поликлиниках, и вообще вопрос доступа людей к бесплатному медицинскому обслуживанию. Даже при том, что Британия тратит на социальные цели более 100 млрд. фунтов в год (около 160 млрд. долларов), ей не удается полностью решить задачи в этой сфере. Здесь тоже и депутаты, и граждане говорят, что частный сектор должен участвовать в медицинском обслуживании населения параллельно с государственным. Но при этом государство не должно ослаблять к нему своего внимания и уменьшать его финансирование.
И еще одна сфера заинтересовала российских парламентариев. В рамках прошедшего год назад процесса так называемой деволюции Шотландия получила право возобновить деятельность своего парламента, приостановленную англичанами в начале XVIII столетия. Теперь шотландцы сами принимают большинство законодательных решений и сами управляют своей страной.
- Этот опыт для нас весьма интересен, - сказал Селезнев. - Чтобы познакомиться поближе с тем, как конкретно функционирует эта форма автономии, мы специально летали в столицу Шотландии - Эдинбург.