СИЛА ПОДЪЕМА

На имя председателя правления Газпрома Рема Вяхирева пришло не совсем обычное письмо. Его направил заместитель председателя Центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации генерал-майор авиации А.Коровин. В нем - признательность за помощь в развитии и пропаганде авиаспортаи малой авиации. За то, что благодаря Газпрому, созданным им аэроклубам проведен ряд ярких показательных авиационных выступлений - в Нижнем Новгороде, Тюмени, Югорске, Новом Уренгое, Салехарде, Белоярском и Надыме...

Прокомментировать письмо мы попросили члена правления, руководителя департамента инвестиций и строительства ОАО "Газпром" Юрия ГОРЯИНОВА. Он один из инициаторов создания аэроклуба "Прометей". И сам (что вообще поразительно) летает на спортивном Як-52. Освоил машину недавно, но может уже показать как профессионал и фигуры высшего пилотажа.
- Показательные выступления пилотов в российских городах, - говорит Юрий Афанасьевич, - стали для многих настоящим праздником. В Тушине - масса зрителей. В Нижнем Новгороде, Новом Уренгое - тоже. Мы такого даже не ожидали. В Тюмени за акробатическими полетами наблюдал чуть ли не весь город. На поле аэродрома "Рощино" собралось до ста тысяч человек. В Югорске - километровые пробки на дорогах - чтобы только увидеть необычное зрелище. Мы словно бы вернулись в далекие годы, когда в стране был популярен клич: "Все - на самолет!".
Почему такой неподдельный интерес? Потому что все это спортивно, мужественно, красиво. Настоящий танец в воздухе, который исполняли мастер спорта международного класса Олег Шполянский, заслуженные мастера спорта Михаил Мамистов, Елена Климович, Светлана Федоренко, Александр Кротов, Герой Советского Союза и России летчик-космонавт Сергей Крикалев, Герой России Александр Коновалов, заслуженный летчик-испытатель Владимир Макагонов, мастер спорта СССР Николай Хвостов... Заразительное зрелище, своего рода театральное действо в воздухе.
К тому же авиация, без особого преувеличения, - как бы "вторая мать" для сибиряков - без нее невозможно само развитие региона. Авиаторы - полноправные члены большой газпромовской семьи. Как доставляли и доставляют на работу вахтовиков? Как возят в непролазную даль грузы? По воздуху. Иначе при всем развитии автомобильных и железных дорог - просто не получится. К тому же, скажем, в Тюмени живет немало ветеранов малой авиации, кто непосредственно принимал участие в освоении газовых месторождений. Многие из них пришли на летное поле с женами, детьми. Зрелище было трогательное. В Югорске наблюдали за представлениями и бывшие военные пилоты, кто служил в местных, теперь расформированных гарнизонах. Пришли как на свой большой праздник - надели парадную форму, ордена, медали.
А после показательных выступлений в Новом Уренгое в городской мэрии состоялась встреча со школьниками. И ребята с таким неподдельным интересом расспрашивали спортсменов, что только диву даешься. Как можно полететь, как стать членом аэроклуба, что чувствуешь в полете? России, пусть это и громко сказано, нужны крепкие, образованные ребята. И шаг в небо - это шаг в здоровую, нормальную жизнь, которой нам стало, увы, не хватать. Шаг в мир без наркотиков, в мир, где уверенно себя чувствуют грамотные специалисты.
Радует, что благодаря поддержке Газпрома сборная России по высшему пилотажу (это не только мое мнение, но и главного тренера Виктора Смолина) в последнее время добивается хороших результатов. На чемпионате Европы в Испании из 27 золотых медалей наши асы завоевали 21 высшую награду. Очень даже неплохо.
- Но не создаем ли мы, Юрий Афанасьевич, призывая молодежь летать, у нее иллюзий? В летных училищах нет средств на горючее, профессиональным пилотам не выплачивают месяцами зарплату. Мы зовем их в небо, а оно, это небо, затянуто тучами...
- Это все же не совсем так. За авиацией, если говорить даже только о газпромовских планах, большое будущее. Месторождения уходят все дальше и дальше на север. В топь. В болота. В студеные моря. В перспективе - разработка на полярном шельфе Штокмановского, Приразломного месторождений... Какие там трассы, какие дороги? Только для "воздушных извозчиков". Раньше в той же Западной Сибири, обслуживая газовиков, летало до 900 вертолетов. Ежедневно. А сейчас - от силы 30. Во многие города - в Воронеж, Курск, Пензу - сейчас просто так не прилететь. Аэродромы кое-где заросли бурьяном. Так что же, на все махнуть рукой, забыть, что мы были и остаемся пока еще великой воздушной державой?! "Закопать" себя на земле? Никогда не соглашусь.
- А если о личном... Вы большой и очень занятой руководитель. И вдруг совершенно юношеское увлечение - в основательном уже возрасте сели за штурвал спортивного самолета. Да еще разные трюки в небесах выделываете.
- Именно потому, что занятой, именно потому, что сверхзагруженный человек, и пришел на аэродром. Я бы вообще посоветовал всем руководителям, кому, конечно, здоровье позволяет, летать. Не в качестве пассажира - за штурвалом. Так это здорово отвлекает. Сколько написано, сколько сказано, а когда сам в небе... Ничего об этом не прочитаешь. Каждый полет уникален. Как сама жизнь. И так помогает переключаться. Что как раз важно для руководителя. Сейчас решаешь проблемы снабжения. Потом - кадровые дела... И весь день - круговерть. Небо - хорошая школа управления. Не только самолетом...