ЛЕВ ЧЕРНОЙ: "ЭЛИТА ДОЛЖНА ОБЪЕДИНИТЬСЯ"

На мой взгляд, в отличие от подавляющего числа аналитиков, предпочитавших выступать в тогах

На мой взгляд, в отличие от подавляющего числа аналитиков, предпочитавших выступать в тогах "прямолинейных критиков режима", Лев Черной счел необходимым руководствоваться иным, по-моему, более объективным принципом: в том, что происходит, нет заведомо виновных и заведомо невиновных сторон. Черной усматривает в событиях вокруг холдинга "Медиа-Мост" и его главы Гусинского не просто "козни кремлевских сил", происки сторонников зла, а некую систему, ответственность за которую несут практически все, кто причастен к принятию решений в России.
Черной, в отличие от иных публицистов и аналитиков, не делает попыток полностью возложить ответственность за скандал вокруг Гусинского на действия Генпрокуратуры, вдохновленной кем-то из окружения Путина. По мнению Черного, если и в дальнейшем российская элита будет оставаться разобщенной и вести между собой конкурентные корпоративные войны, то "президент рано или поздно станет трагическим заложником такого состояния элиты" и тогда "равноудаленность станет так же плоха, как и фаворитизм". Лев Черной полагает: президент "может и должен вести диалог со всей структурированной и консолидированной российской элитой".
Впрочем, на мой взгляд, дело здесь не только в проблеме разобщенности или единства элиты. Сложность здесь еще и в том, что арест Гусинского вызвал резкую реакцию за рубежом и среди тех, кого принято называть олигархами. А вот российское общественное мнение, по большому счету, проигнорировало эту историю. Короче говоря, как и ранее бывало неоднократно, "народ безмолвствует". Это неудивительно. Но в то же время этот факт лишний раз должен обратить наше внимание на то, что российская элита и обычные граждане страны до сих пор руководствуются различными системами ценностей. Именно в этом, с моей точки зрения, и заключается главная опасность: раскол общества, раскол страны по идейным мотивам все еще возможен.
Эта опасность не остается незамеченной. Известно, что тот же Черной, опасаясь возможного раскола общества, в 1999 году выступил с так называемой "стратегией солидарности". Он пытается воплощать эту стратегию в жизнь, будучи одним из организаторов общественного движения "Мобилизация и развитие" ("МИР"), объединившего в своих рядах многих руководителей предприятий, работающих в реальном секторе экономики, представителей академических и управленческих кругов страны. Это в известной степени - ответ части нашей элиты на серьезнейшую проблему.
А в том, что народ "безмолвствует", во многом виновата власть, постоянно забывающая о людях и действующая по инерции, так, словно знает правильные ответы на все вопросы и гарантирована от ошибок. Словно преобразования можно делать для общества без его участия...