Алабяно-Балтийский тоннель вышел на финишную прямую

На севере столицы удаляют застарелый дорожный тромб

Общепризнано: одной из самых больных мозолей Москвы является недостаточная связанность улично-дорожной сети. Почти повсеместно в российской столице, развивавшейся по радиально-кольцевому принципу, для переезда в соседний сектор города требуются гигантские автопробеги или, в лучшем случае, многочасовое ожидание в пробках. Хотя еще не известно, что здесь меньшее зло.

Несчастливый фокус

На севере самой проклятой в этом смысле точкой до недавнего времени была развилка вытекающих из Ленинградского проспекта одноименного шоссе и Волоколамки. Хорошо помню, как в середине 1990-х годов — а мертвые пробки, особенно по вечерам, стояли здесь уже тогда — возле здания института «Гидропроект» я остановился, пораженный зрелищем сошедшего с ума гаишника. А как еще можно было трактовать поведение пешего инспектора ДПС, хаотично метавшегося между машинами, бессмысленно потрясавшего полосатым жезлом и при этом выкрикивавшего в морозный воздух бессвязные проклятия?

С тех пор я зарекся ездить здесь в часы пик и долгие годы этот обет благополучно выполнял. Нарушил его лишь с окончанием основных работ по так называемому проекту «Большая Ленинградка», когда одновременно запустили транзитный Волоколамский тоннель-новостройку и реконструированный Ленинградский тоннель, дополнив их транзитно-разворотной эстакадой над Ленинградским шоссе.

Три названных искусственных транспортных сооружения серьезно разгрузили развилку, но пресловутую проблему связанности не решили. Чтобы добраться с «Октябрьского поля» к Тимирязевской академии, по-прежнему приходилось давать изрядного кругаля, добавляя трафик в том числе и радиальным дорогам. Причем район Сокол находился в этом смысле едва ли не в фокусе транспортной проблемы северной части столицы. Ведь, не считая узких связок наподобие Сигнального проезда и улицы Руставели, настоящих поперечных автодорог здесь всего-навсего две: МКАД и Третье транспортное кольцо.

Поэтому давно напрашивалось искусственное автотранспортное сооружение, связывающее улицу Алабяна с узким сектором зажатых между Ленинградским проспектом и Рижским железнодорожным направлением улиц и позволяющее проехать дальше на северо-восток к Большой Академической улице. Строить его начали еще во время работ на «Большой Ленинградке», а получило оно наименование Алабяно-Балтийский тоннель.

— Дефицит пропускной способности автодорог поперечной связности на севере Москвы составляет сегодня 8-9 тысяч машин в час, — считает начальник управления комплексного проектирования НПО «Космос» (подрядчика работ по сооружению тоннеля) Сергей Чеботарев. — Каждая полоса пропускает около 1,2 тысячи автомобилей в час. Значит, тоннель с тремя полосами движения в каждую сторону снизит остроту проблемы примерно вдвое.

Отмашку дает ЦУП

Где «Космос», там никуда без ЦУПа. В самой сердцевине гигантской транспортной развязки — здание, внешне напоминающее средних размеров бытовку. Это интеллектуальный штаб стройки, Центр управления проходкой. Внутри несколько больших плоских мониторов, в реальном времени отслеживающих положение десятков датчиков в районе строительства. В автоматическом режиме центральный компьютер опрашивает все датчики каждые четыре часа. Можно вручную заказать и внеочередную сессию замеров, если предстоит особо ответственная операция.

— Наша задача осложнялась тем, что 1935-метровый тоннель приходилось прокладывать в условиях плотной городской застройки, в том числе жилой. Кроме того, на время работ нельзя было ухудшать транспортную ситуацию в районе Сокола, иначе движение вообще бы встало. Наконец, Алабяно-Балтийский тоннель достаточно глубок (максимальная глубина залегания — 34 метра), и в одной из точек он вынужденно подныривает под перегонные пути метрополитена, — объясняет Чеботарев. — Опыта сооружения тоннелей в таком окружении прежде не было ни у московских, ни вообще у российских строителей. Поэтому пришлось создать целую инновационную технологию мониторинга окружающих зданий, а потом дополнить ее строгой системой алгоритмов принятия решений для случаев, если вдруг какие-то контрольные точки уедут из заданных коридоров значений.

Научился «Космос» и возвращать проседающие тяжелые жилые дома в исходное состояние. Для этого пришлось разработать также инновационную технологию закачки под фундамент особого пузыря, приподнимающего по команде с ЦУПа многотонную махину на несколько сантиметров. Очень скоро выяснилось: грунты тут коварные — недаром прилегающие улицы и переулки зовутся Песчаными. В разгар работ по прокладке тоннеля проходчики неожиданно открыли неучтенный подземный приток речки Таракановки.

— Если какая-то точка отклонялась от первоначального положения всего лишь на 0,7 мм, мы останавливали все работы и анализировали, как быть дальше, — рассказывает Чеботарев. — И сейчас метрополитеновский тоннель даже чуть выше стартовых координат, мы своими конструкциями его немного приподняли. Максимальное отклонение контрольного датчика в одной из точек его конструкции вписывается в выданные нам пределы и составляет 17 мм. Уверен: до окончания работ мы останемся внутри допустимого интервала отклонений.

Два очка в пользу автомобилистов

— В такой среде никогда не учтешь всего заранее, — осторожничает Чеботарев. — Но если нас не подстерегут неприятности подобного масштаба, полностью тоннель запустим уже осенью.

Что это даст автомобилистам? Прежде всего они получат прямую поперечную связь между улицами Алабяна и Большой Академической, проскакивая под землей сразу два масштабных препятствия: упомянутую развязку на Ленинградке и железнодорожные пути. Но это не все. При движении по Ленинградскому проспекту из центра водители получат возможность уйти направо на Балтийскую улицу. Это разгрузит мост Победы в районе станции метро «Войковская», который сейчас забит поворачивающими из центра в направлении улицы Космонавта Волкова машинами.

Вместе с начальником участка строительства Дмитрием Сковородовым идем по почти завершенному тоннелю. Та его половина (строители называют ее «очко»), по которой движение будет организовано от улицы Алабяна на северо-восток, выработана полностью. Здесь осталось уложить асфальт, покрасить стены и установить отбойники. Во втором очке горнопроходческий комбайн отсчитывает последние метры. Сейчас, когда еще не завершена отделка интерьеров будущего тоннеля, особенно хорошо видна сложная система свайных перекрытий и ограждений. Это тоже инновация «Космоса». Не вдаваясь в подробности, отметим: именно она позволила избежать больших сюрпризов от коварных песчаных грунтов.

— Признайтесь, Дмитрий Борисович, наверное, пару-тройку кладов по трассе тоннеля откопали? — полушутя интересуюсь у гида.

— Да нет, тут раньше было дальнее московское предместье, — серьезно отвечает мой собеседник. — Единственная интересная находка в районе улицы Алабяна — несколько стеклянных бутылок от лекарств 1900-х годов. По архивным сведениям, там раньше была аптека...

Но Алабяно-Балтийским тоннелем формирование новых поперечных автодорожных связей в этой части Москвы не закончится. Какие дороги, когда и как будут реконструировать дальше, читайте в следующих номерах газеты.

Наша справка

На строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля задействовано 7571 человек, 26 буровых установок, 25 экскаваторов, 10 автобетононасосов, 42 единицы средств малой механизации, 195 единиц техники различного назначения.

Проектная пропускная способность в одном направлении составляет 4800-5100 машин в час.

Компетентно

Андрей Бочкарев, руководитель департамента строительства г. Москвы

— Вся работа требовала, чтобы мы запускали тоннель не сам по себе, а вместе с прилегающими улицами. Иначе это сложное инженерное сооружение работать эффективно не будет. Поэтому задача запустить быстрее тоннель не стоит. Задача — завершить весь комплекс мероприятий, чтобы эта связка заработала в полном объеме. Если специалисты Центра организации дорожного движения сочтут, что есть необходимость ввода тоннеля поэтапно, мы в начале июня готовы организовать в части тоннеля реверсивное движение.