Профессионально-общественная аккредитация: что это такое и как работает?
В новой редакции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого в прошлом году, появился термин «профессионально-общественная аккредитация». Основной упор делается на участие в оценке образовательных программ работодателей: они должны сказать, какие нужны специалисты, с какими навыками, знаниями.
Для этого представителям реального сектора экономики нужно прямо-таки взяться за перо и прописать критерии, по которым независимые агентства будут оценивать образовательные программы.
В качестве мотивации — не только личная заинтересованность работодателей в получении грамотных специалистов, но и Указ президента Российской Федерации Владимира Путина: к 2015 году должно быть 800 профессиональных стандартов.
Более того, в Трудовом кодексе наконец-то упомянут термин «профессиональные стандарты». Все это стало важным сигналом для работодателей включиться в процесс подготовки кадров.
На сегодняшний день разработано уже порядка 80 профессиональных стандартов, 12 из них сделали специалисты ОАО «Роснано». Мы обратились в компанию, чтобы узнать, как проходит процесс, какие сложности возникают.
— Профессионально-общественная аккредитация — это правильное решение, этого давно не хватало. Профессиональное сообщество должно непосредственно влиять на то, как готовят кадры для экономики, — говорит сотрудник образовательного департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано Наталья Яблонскене. — Во всех западных системах образованиях это есть — верификация качества подготовки специалистов рынком труда. В новой редакции Закона об образовании говорится, что аккредитация должна проходить посредством оценки квалификации выпускников, и не просто, а в соответствии с профстандартами или каким-то иным способом сформулированными требованиями работодателей. То есть не только сама программа и ее качество, но и итоговые навыки выпускника — это очень важный момент.
Справедливости ради должна сказать, что рынок труда пока не особо готов к новым обязанностям. Для работодателя это дополнительная работа, не все хотят этим заниматься, не очень верят, что из этого может что-то получиться. Да и вузы не особенно спешат навстречу, ведь им, скорее всего, придется переделывать программы после того, как выпускники пройдут оценочные испытания на соответствие запросу рынка труда. Есть отдельные положительные примеры, но самой системы взаимодействия между работодателями и вузами пока нет.
— Какие профессии подверглись стандартизации в первую очередь?
— Представители IT-сферы уже разработали стандарты, занимаются этим и другие объединения работодателей: менеджеры, атомщики, авиастроители, автомобилестроители.
— Как выстроен механизм разработки стандартов?
— У нас есть отработанный алгоритм действий. Сначала нужно собрать экспертов, притом 2/3 состава — это представители рынка труда: кадровики, руководители предприятий, инженеры. Надо сказать, что это самая трудная задача — привлечь людей к несвойственной им работе. Также в числе экспертов должны быть представители вузов, а если речь о высоких технологиях, то и из научной среды. Всего группа для разработки одного профстандарта состоит из пяти-семи экспертов. Каждый готовит примерный перечень трудовых функций, список того, что должен делать человек на своем рабочем месте, что должен знать.
Из этого выводится обобщенный свод. Эксперты повторно смотрят, обсуждают. Затем представители учебных учреждений к этим функциям дописывают требуемые для их выполнения квалификации. Проходит повторное обсуждение, в том числе публичное. Информация вывешивается на сайте Национального агентства развития квалификаций, и каждый может оставить замечания и комментарии. Мы активно привлекаем производственные компании и академическое сообщество к обсуждению, так как заинтересованы в том, чтобы получился качественный «портрет» профессии и с его помощью можно было подготовить хорошего специалиста.