Еще зимой, когда грянули сильные морозы, стало ясно: вымерзли не только виноградники, но и сады. Некоторые газеты сообщили, что без плодов не будет в достатке и соков. Однако президент Союза производителей соков Валерий Остапец опасения развеял. Оказывается, российское соковое производство на 75 процентов зависит от импортного сырья. Своих крупных промышленных садов у нас единицы, садоводством занимаются в основном частники. Для приготовления яблочных соков мы завозим яблочное пюре и концентрированный сок из Китая. Для апельсиновых соков сырье покупается в Бразилии, странах Средиземноморья, а для грейпфрутовых - в Израиле, на Кубе...
Кстати, соков мы стали пить гораздо больше. В 2005 году объем их продаж достиг 2,2 миллиарда литров против 555 миллионов в 1990 году. По словам В. Остапца, в 2006 году они останутся доступными для большинства населения: рост цен не будет опережать рост инфляции. Иначе народ перестанет покупать соки.
Как выяснилось, и своей воды нам хватит - без "Боржоми" не засохнем. Глава Союза производителей безалкогольных напитков Вадим АЛТАЕВ заявил в разговоре с корреспондентом "Труда", что запасов минеральной воды много в Карелии, Липецкой области, в других регионах, а мощности на предприятиях по ее производству загружены лишь наполовину. Россиянин пьет в год в среднем 10 литров разлитой в бутылки воды (минеральной и простой), тогда как житель ЕС - свыше 100 литров. Если на воду будет повышение цен, то тоже не выше уровня инфляции.
Впрочем, по словам В.Алтаева, наверняка будут попытки надуть потребителя:
- Как только было запрещено "Боржоми", стало ясно, что без маркетинговых спекуляций не обойдется. Найдется производитель, который обязательно придумает якобы новый бренд, и будет его раскручивать, уверяя, что его вода не хуже настоящего "Боржоми". Цены в этом случае будут тоже "настоящими", а не копеечными.