"КИТАЙСКАЯ ТРУБА" НАЧИНАЕТСЯ В МОСКВЕ

Лет семь назад, когда нефтяная компания ЮКОС выступила инициатором строительства нефтепровода из России в Китай, мало кто верил в успех предприятия. Между тем компания все это время настойчиво вела чрезвычайно трудные переговоры с китайскими партнерами - в основном по ценам, убеждала и российских должностных лиц в необходимости строительства "китайской трубы". Иногда казалось, что процесс зашел в тупик.

И вот сейчас, во время визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву, две соседние страны сделали еще один шаг навстречу друг другу в энергетической сфере. Председатель нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский и президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) Ма Фуцай подписали Генеральное соглашение об основных принципах и договоренностях в долгосрочных поставках нефти по трубопроводу Россия-Китай.
За три года до этого две страны заключили межправительственное соглашение по строительству этой гигантской трубы. Китайская сторона выразила готовность самостоятельно профинансировать строительство нефтепровода по территории КНР. В подписанном ныне соглашении между ЮКОСом и КННК впервые сведены воедино такие понятия, как маршрут, объемы, срок действия поставок, цены и другие условия проекта. Очередными и, видимо, заключительными этапами перед началом строительства должны стать подписание до начала осени коммерческого контракта и взаимные правительственные гарантии на поставку и закупку нефти.
Таких трубопроводов страна не строила со времен Советского Союза. Его протяженность составит порядка 2400 километров (по России - 1600 километров, по Китаю - 800 километров). Ориентировочная стоимость - один миллиард семьсот миллионов долларов. Россия становится единственной страной, которая будет связана трубопроводными системами и с Востоком, и с Западом. Предполагается, что поставки нефти из Ангарска (Восточная Сибирь) в Дацин (Китай) пойдут в конце 2005 года. В первые пять лет их объем составит двадцать миллионов тонн в год, а в последующие двадцать лет - по тридцать миллионов тонн. Впервые лучшая по качеству сибирская нефть не будет смешиваться с башкирской и татарской. Цена повышается.
По словам Михаила Ходорковского, масштаб сделки составит сто пятьдесят миллиардов долларов за 25 лет, из них примерно шестьдесят миллиардов получит российский бюджет.
Китайская труба даст серьезный толчок социально-экономическому развитию Восточной Сибири. Появятся тысячи новых рабочих мест, будут построены дороги, линии электропередачи. Крупные заказы могут получить производители труб, насосного оборудования. При прочих равных условиях предпочтение отдадут отечественным предприятиям. Российские нефтяные компании уже в ближайшие годы намерены приступить к разведке новых месторождений не только в этом регионе, но и на Дальнем Востоке. В случае подтверждения запасов на уровне не ниже двух миллиардов тонн можно будет приступить после 2015 года к строительству нефтепровода Ангарск - Находка. Без первой очереди, то есть ответвления на Дацин, такая трансконтинентальная труба до восточных пределов России, по единодушному утверждению экспертов, никогда не окупит себя.
Китай также заинтересован в проекте. Основные месторождения КНР находятся на северо-востоке, здесь добывается порядка 120 миллионов тонн нефти, еще по двадцать миллионов тонн дает северо-запад страны и шельф. Бурно развивающейся стране явно не хватает собственного "черного золота". Правда, есть нефть в западных пустынных районах, но развивать ее пока нет смысла, так как там нет транспортной инфраструктуры. Дорого, дешевле покупать. В основном импорт (примерно семьдесят миллионов тонн ежегодно) идет из стран Ближнего Востока. Все это огромное количество сырья поставляется морем через Малаккский пролив. Сейчас импорт составляет 30 процентов, а в ближайшее время он дойдет до 50 процентов потребления Китая. И все это возить морем? Руководство КНР посчитало такую схему главным фактором нестабильности для растущей экономики страны и обратило взоры на Север. Наша труба с гарантированными поставками нефти ему просто необходима. Иракская война еще раз показала правильность таких расчетов.
Китай уже сейчас покупает российскую нефть. И здесь его главным и единственным контрагентом выступает все тот же ЮКОС. Нефть поставляют по железной дороге по двум направлениям: в Пекин через Монголию и в Маньчжурию.
Россия, которая в последние десять-пятнадцать лет искала счастья исключительно на Западе, все решительнее возвращается на Восток. Само географическое положение нашей страны, ее евразийская суть предполагают извлечение не только политических, но и существенных экономических дивидендов. Не случайно российский орел о двух головах: одна смотрит на Запад, другая - на Восток.