ТОРГ УМЕСТЕН

Намедни "Нью-Йорк таймс" не от имени, но явно по поручению администрации Джорджа Буша-младшего запустила своеобразный пробный шар, приуроченный к первой встрече на высшем уровне Россия-США 16 июня в Любляне и саммиту "восьмерки" в июле в Генуе.

В обмен на согласие поломать двусторонний договор 1972 года о противоракетной обороне, как утверждает газета, Соединенные Штаты, изменив прежней тактики "кнута", будут готовы выдать "пряник", щедро отблагодарив Россию за уступчивость.
Предлагается богатый ассортимент партнерских проектов. Участие в создании глобальной системы ПРО, а это предусматривает закупку наших зенитно-ракетных комплексов С-300ПМ. Содействие в улучшении российской системы раннего радиолокационного предупреждения, создававшейся, заметим, для фиксирования запусков в первую очередь американских ракет. Совместное проведение учений по обнаружению и уничтожению боеголовок баллистических ракет "условного противника". И даже "помощь в усовершенствовании правовой системы и рынка рекламы, что должно сделать Россию более привлекательной для зарубежных инвесторов".
Высокопоставленные сотрудники в Белом доме, по обыкновению анонимно, подтверждают, что такие инициативы действительно прорабатываются сейчас в деталях и будут выложены на стол переговоров. Ключевым элементом "нового мышления" команды Буша стала зеркальная копия российского предложения о развертывании нестратегической ПРО для Европы с привлекательной для России заявкой на приобретение гордости отечественных экспортеров вооружений - комплекса С-300. А в будущем, возможно, и его модернизированного преемника С-400 с дальностью перехвата до 250 миль, что вплотную приближается к пределам, установленным Договором по ПРО. Но если удастся договориться о тотальной ревизии договора, намекает один из высоких чинов в Вашингтоне, то у всех будут развязаны руки. К тому же, по его словам, "русские имеют кое-какие очень хорошие технологии, и почему бы нам не воспользоваться этими технологиями, особенно если мы собираемся идти по пути сотрудничества".
Реакция Москвы, как и следовало ожидать, отличалась дипломатической сдержанностью: официально нам никто ничего не предлагал, Договор по ПРО был и есть краеугольный камень сегодняшней архитектуры безопасности, хотя, по формулировке Игоря Иванова, в этой области "мы открыты к сотрудничеству и взаимодействию, в том числе с США".
В более позитивной тональности откликнулся на сигнал из-за океана замдиректора Центра анализа стратегий и технологий РФ Константин Макиенко, изначально считавший, что американская задумка с национальной ПРО самый крупный "ущерб нанесет не столько России, сколько странам с небольшим количеством ядерных боеприпасов". Подразумевается Китай. Что до готовности повысить качество российской системы раннего предупреждения, полагает эксперт, то "США в данном случае пекутся прежде всего о себе, поскольку от того, насколько эффективно и точно работает такая система в России, зависит безопасность самих Соединенных Штатов".
В общий зачет нужно принять и такие прагматичные соображения. Ни европейские союзники, ни Россия, ни какие-либо другие страны не в силах наложить вето на планы крупного бизнеса в США получить из госбюджета крупные вливания (под вывеской защиты "от стран-изгоев" с помощью новой ПРО) и добиться тем самым технологического превосходства над ближайшими конкурентами. И поэтому для всех окружающих более уместен бесстрастно-бухгалтерский подход. При сложившемся раскладе сил и интересов задача России, если воспользоваться словами Константина Макиенко, - "получить максимум компенсаций, в том числе и в военно-технической области".