- Эти позорные 83 рубля 49 копеек, на мой взгляд, дискредитируют власть. Почему же так долго была "заморожена" минимальная зарплата?
- Ее можно было повысить еще несколько лет назад, если бы к ней не были "привязаны" размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат. Это резко увеличивало расходы, связанные с индексацией. При повышении минимальной зарплаты автоматически надо было поднимать и все социальные выплаты, на что требовались дополнительно десятки миллиардов рублей в год. Таких денег не было. Мы не раз пытались доказать депутатам Государственной Думы прошлого созыва необходимость разделения социальных выплат и размера минимальной зарплаты, но наши доводы в расчет не принимались.
И только сегодня наконец появляются реальные шансы найти с депутатами общий язык. Внесенный правительством в Государственную Думу (подчеркну - еще в декабре 1998 года!) проект Федерального закона "О порядке установления размеров социальных выплат гражданам Российской Федерации" готовится к рассмотрению во втором чтении. Надеюсь, что это произойдет в самое ближайшее время. И хотя у нас продолжаются дискуссии в думском Комитете по труду и социальной политике, большая часть пути пройдена, по многим принципиальным моментам найдены компромиссные решения. Самое главное - законопроектом предусматривается разрубание гордиева узла - пресловутой связки социальных выплат и зарплаты. Ее повышение, таким образом, будет идти своим чередом, а социальных выплат - своим.
- Не получится ли, что минимальную зарплату повысят, а пособия и другие выплаты останутся на прежнем низком уровне?
- Нет, предлагается их тоже увеличить. "Базой" для расчетов станет сумма в 100 рублей (сегодня, как известно, - 83,49 рубля).
- Не очень-то расщедрится родное государство...
- Такое увеличение "базы" автоматически ведет к 20-процентному повышению всех социальных выплат. Согласен, не так уж много, но все-таки ощутимо. Для тех, например, кто получает пособия, подобная прибавка будет весьма существенной. На большее, увы, денег нет. Да и на то, что предлагается, нужно дополнительно 11,5 миллиарда рублей (в том числе - 7,4 миллиарда из федеральной казны).
- С пособиями ясно, а как все-таки изменится минимальная зарплата? Удастся ли правительству и Федеральному Собранию согласовать все детали?
- Думаю, удастся. Как известно, в ноябре прошлого года Государственная Дума приняла Закон "О повышении минимального размера оплаты труда", который был отклонен Советом Федерации в декабре. Причина такого решения верхней палаты очень простая: закон был принят без учета финансовых возможностей страны. В мае нынешнего года согласительная комиссия Государственной Думы и Совета Федерации предложила новую редакцию закона, который предусматривал повышение минимальной зарплаты до 300 рублей в месяц с 1 января 2001 года.
Однако и этот уровень, по мнению правительственных экспертов, тоже несколько завышен. На реализацию такого закона (с учетом повышения социальных выплат) потребуются дополнительно из бюджетов всех уровней 186 миллиардов в 2001-м. Большая часть этих расходов (136 миллиардов) ляжет на региональные бюджеты. Это значит, что если принять вариант согласительной комиссии, то закон так и останется на бумаге, а в действительности снова начнется рост задолженности по зарплате.
Вот почему правительственные эксперты предлагают другой вариант, более реальный. Суть его в следующем: повысить минимальную зарплату с 1 июля нынешнего года до 132 рублей, с 1 апреля 2001-го - до 200, с 1 октября 2001-го - до 280.
Депутаты, как уже говорилось, настаивают на 300 рублях, причем с 1 января 2001 года. Сегодня, 30 мая, состоится заседание согласительной комиссии, где, думаю, будет найден разумный компромисс.
- Ну а если все же не успеете договориться в ближайшие несколько недель, можно ли будет ввести повышение минимальной зарплаты уже с 1 июля нынешнего года (до 132 рублей) указом президента?
- Теоретически это не исключается, но, понятно, решение принимает президент.
- Как скажутся предлагаемые меры на уровне зарплаты бюджетников?
- Ставка первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), как известно, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Значит, она повысится, и это вызовет увеличение ставок всех 18 разрядов.
- Много ли работников получают сегодня зарплату по феноменально низким ставкам первых четырех разрядов ЕТС (132 - 230 рублей)?
- К сожалению, таких работников немало - около трех миллионов. Для них повышение зарплаты будет особенно ощутимым.
- Прожиточный минимум трудоспособного гражданина превышает сейчас, по оценкам, 1250 рублей. Таким образом, и после повышения минимальная зарплата будет в 10 раз ниже порога выживания. Когда же она приблизится к прожиточному минимуму?
- Такой разрыв ликвидировать одним махом, понятное дело, невозможно. Однако мы будем двигаться к этой цели неуклонно, шаг за шагом. И первый из них будет сделан, надеюсь, 1 июля. А вот когда удастся полностью достичь поставленной цели, прогнозировать сложно. Ибо многое будет зависеть от успехов в экономике, политической ситуации, от того, как все мы будем работать.
- А какова ситуация с пенсиями?
- Здесь перспективы более ясные. Думаю, что уже в конце следующего года не только средняя, но и минимальная пенсия может реально сблизиться с прожиточным минимумом.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня особенно важно конструктивное сотрудничество законодательной и исполнительной властей, профсоюзов в решении актуальнейших социальных вопросов. На дискуссии времени уже не осталось. Треть россиян - за чертой бедности. Лучше, исходя из реальных возможностей, продвигаться вперед этап за этапом, чем строить несбыточные планы, оставляя все, как есть. Не ухудшение, а улучшение жизни россиян - вот главная задача, которая стоит сегодня перед страной.