Отчего даже в коронакризис Москва готова к лишним тратам и не бережет то, имеет
Больше, чем обычно, времени проводя дома, чаще смотрю в окно – и, как всегда, вижу подкатывающие каждые несколько минут к остановке троллейбусы. Эта примета московского быта на месте. Пока. Но так будет очень недолго: в сентябре 2020 года, по планам московского правительства, троллейбусное движение в городе, не дожив до своего 87-летия, прекратится.
Собственно, уже прекратилось на значительной части столицы. Просто мой куст, Ленинский проспект – один из реликтовых, и находясь тут, как бы не ощущаешь, что Москва скоро в каком-то смысле перестанет быть собой.
Почему иметь троллейбус для Москвы – это «быть собой»? Ну, во-первых, те самые неполные 87 лет. Привыкли, и очень. Уж мое поколение точно. Если б не было в этих рогатых машинах, по-детски бегущих «по веревочке», своей органики, вряд ли Окуджава сочинил и спел бы: «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу последний, случайный». И Рязанов вряд ли снял бы «Берегись автомобиля». Так сказать, часть культурного кода. Парижанин никогда не начнет свой анекдот словами: «Едут двое в троллейбусе».
Меня троллейбус возил в музыкальную школу. Даже два: 13-й до Трубной площади, оттуда по бульварам 15-й или 31-й. Потом, когда перебрались на Юго-Запад – до ближайшего на тот момент метро «Университет». Когда стали жить на Ленинском проспекте – регулярно, т.к. метро вдоль этой трассы нет.
Разумеется, трамвай и автобус – тоже прекрасные изобретения человечества. Автобус, кстати, по пропускной способности уступает всем – правда, трамвай, самый пассажироемкий из всех наземных видов транспорта, требует сложной инфраструктуры. У троллейбуса она тоже есть, но сильно проще, и по пассажировместимости он где-то между трамваем и автобусом. Т.е. решающих недостатков нет. Зато есть решающее преимущество – экологичность.
Поэтому мне всегда казалось, что взятый Москвой еще в 1933 году курс на развитие троллейбуса означал заботу – пусть отчасти по-советски демонстративную – не только о моем удобстве, но и о здоровье. И то, что город до середины 2010-х годов обладал самой протяженной в мире троллейбусной сетью, было для меня предметом наивной, но гордости.
Тем не менее московская власть в те же 2010-е принялась за ликвидацию троллейбуса. Сперва нам говорили, что контактная сеть износилась, а ремонтировать дорого – притом продолжали тратить огромные средства на установку, демонтаж и новую установку уличного оборудования для десятков фестивалей, нужных и ненужных. Про тротуарную плитку молчу, это скажет за меня каждый. Потом поняли, что очень уж аргумент неуклюж, и стали делать упор на недостаточной маневренности троллейбуса – хотя как раз в центре, откуда пошла ликвидация и где улицы чаще всего нешироки, именно по этому пункту троллейбус автобусу практически не проигрывает, а на широких вылетных трассах, вроде моего Ленинского, да еще при наличии выделенной полосы, лучше просто трудно что-либо придумать.
Ах да, электробус. Чудесная штука, на которую вроде бы теперь делает ставку мэрия. Но один электробус стоит 20-30 миллионов рублей – столько же, сколько два, а то и три троллейбуса или автобуса. И внедрение их в городское хозяйство сильно отстает от деклараций. Так, если верить Википедии, по версии властей к началу 2020 года в столице должны были работать 600 электробусов. В реальности их к маю 2019-го имелось 100 и ожидалось поступление еще 200. Не оттого ли по подавляющему большинству бывших троллейбусных маршрутов бегают отнюдь не они, а традиционные дизельные автобусы.
Так зачем все затевалось? Собственно, я уже ответил: электробус втрое дороже. Постойте, скажете вы, это же наоборот, аргумент против. Ничуть, отвечу: это для нас с вами дороговизна антиэкономична. А для власти, похоже, очень даже экономична. Ведь чем дороже контракты, тем… ну, вы сами поняли. Все то же самое, что с реновацией, которая вроде бы для нас с вами, а на деле для удовлетворения аппетитов стройкомплекса… К тому же нынешние руководители города сплошь и рядом имеют интересы, которые, так скажем, не очень гармонируют с их служебными обязанностями. Например, бывшим совладельцем компании «Трансмашхолдинг», чей Тверской вагоностроительный завод еще в 2018 году объявил о планах выпуска электробусов, является теперешний глава Департамента транспорта Максим Ликсутов. По крайней мере так об этом пишет сайт «Медуза» в статье «Вместо троллейбусов в Москве будут электробусы» от 4 мая 2018 года.
Честно признаюсь, я уже со смертью московского троллейбуса почти смирился. Далеко не единственный и, наверное, не самый главный кусок жизни, которые от себя и так постоянно приходится отрывать. Хотя каждый раз, когда вижу бодро (пока еще) скользящие штангами по проводам машины у моего дома или просто слышу звук троллейбусного редуктора (который для меня часть тех самых поездок в музыкальную школу, училище, консерваторию и вообще в жизнь – часть городской симфонии, которая скоро, увы, замолчит), то становится очень грустно. Как будто видишь друга, который на вид бодр и, похоже, сам не знает, что жить ему осталось несколько месяцев, и ты ничего поделать не можешь.
Но вот грянул коронакризис. Среди много чего случившегося – даже такая немыслимая прежде штука, как отмена плиточно-бордюрного контракта на 12 или сколько там миллиардов рублей. Так, может, и с ликвидацией троллейбусов не спешить? Может, все-таки проще держать на ходу то, что пока вполне резво бегает, чем, как нам было в начале 2020-го заявлено, отказаться от ремонта существующих троллейбусов и износившиеся списывать, а на их место покупать электробусы (напомню, втрое более дорогие) и автобусы? Пусть это продлит жизнь московского троллейбуса ненадолго, ну хоть на полгода. Но оно же, может быть, СПАСЕТ ДЕСЯТКИ, СОТНИ ЖИЗНЕЙ ЗАБОЛЕВШИХ МОСКВИЧЕЙ, которым на освободившиеся деньги оборудуют так нужные сейчас больничные места. И у нас будет еще один повод сказать этим «устаревшим», а по-моему очень даже комфортным и красивым машинам и тем прекрасным людям, что связали с ними свою трудовую жизнь, спасибо.
Ну а чтобы почувствовать себя старым москвичом, буду ездить… скажем, в Петербург, где пока антитроллейбусная кампания не так заметна. В Ярославль. Казань.
Или в Зальцбург. В Женеву. В Сан-Франциско, где это один из основных видов городского транспорта. Или – согласимся с министром-демагогом из знаменитого стихотворения А.К.Толстого «Сон Попова»: «Америка отстала»?
P.S. А что будет с экспонатами Музея городского транспорта? Там несколько десятков троллейбусов, есть и окуджавовский «синий», и тот, который водила подружка Юрия Деточкина с говорящим именем Люба… Все они вручную восстановлены виртуозными мастерами-энтузиастами. Радовали публику на ежегодных парадах. Но кто теперь станет устраивать парады техники, место которой московской властью определено на свалке? Тем более что музей сейчас закрыт на реконструкцию – что мы в нем увидим и не увидим после открытия?