Заказы с Aliexpress обойдутся дороже

Российские ритейлеры добиваются равных условий с иностранными компаниями, но это ударит по кошельку потребителя

Посылки из иностранных интернет-магазинов могут подорожать на 15% из-за действий Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Крупные отечественные ритейлеры хотят отменить существующие пошлины на дорогие интернет-посылки из-за рубежа, а вместо них ввести сбор в 15% для всех товаров без исключения. 
29 апреля АКИТ обратилась к вице-премьеру Дмитрию Козаку и в Минкомсвязь со своим предложением, но чиновники направили его в Аналитический центр при правительстве, Институт им. Е. Т. Гайдара и в «Почту России». 
 
Напомним, с 1 января товары из зарубежных онлайн магазинов стоимостью от 500 евро облагаются пошлиной. Если за месяц превысить порог или же общий вес посылки окажется более 31 кг, нужно заплатить 30% от суммы превышения, но не менее 4 евро за килограмм сверх лимита. В следующем году беспошлинный порог ужесточат до 200 евро, но сборы будут считать уже не с человека, а с каждой посылки превышающий ценовой лимит. Ещё недавно беспошлинный порог составлял 1000 евро. По статистике «Почты России», после снижения порога до 500 евро россияне стали реже заказывать товары из иностранных магазинов. Число посылок упало на 3,7%. 
 

Получатели выгоды

По замыслу членов АКИТ, трансграничная торговлю нужно считать внешнеэкономической деятельностью, а продукция иностранных онлайн-магазинов должна быть исключена из товаров для личного пользования. Сбор скорректировали с изначальных 20% до 15%. Модерировать этот сбор ритейлеры предложили «Почте России» и экспресс-перевозчикам. Как признаётся глава АКИТ Артём Соколов, зарубежные онлайн-площадки могут заложить новый сбор в стоимость товаров для россиян. В то же время Соколов не видит смысла сохранять беспошлинный порог для посылок. 
 
По мнению участников АКИТ, их идея призвана уравнять правила работы иностранных и отечественных игроков. Зарубежные компании не платят российский НДС и таможенную пошлину, освобождены от сертификации.  
 
Когда появляется «конкурент, который на законодательном уровне имеет право нести на 30% меньше издержек, тебя просто стирают с этого рынка», - цитирует Соколова «КП». Как только сравняются условия для отечественного и иностранного бизнеса, возрастёт конкуренция. Цены не взлетят, уверяет глава АКИТ. «Усиление конкуренции никогда не влияло на рост цен. Наоборот, оно влияет на снижение цен. Поскольку интернет – это очень высококонкурентная среда, продавцы отлично понимают, что и почем можно продать, а почем продать нельзя. Никто не торгует себе в минус. Все торгуют с прибылью. С ценами ничего не произойдет. Потому что продавцы, желая получить своих клиентов на нашем рынке, который для них очень интересен, будут устанавливать адекватные цены, ровно те цены, которые устанавливают сейчас, желая получить спрос», - уверен Соколов. 
 

АКИТ, имейте совесть!

Поборы к хорошему не приведут, их вероятность высока, полагает глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. «Контрпродуктивно накладывать ограничения на быстрорастущий рынок электронной торговли. Нужно создавать условия для конкуренции, - сказал Аншаков порталу TRUD.RU. – Поднимете налоги – расцветут «серые» схемы, активизируются челночники». Чиновникам не стоит действовать в угоду неконкурентоспособным ритейлерам: одно администрирование налогов обнулит весь изначальный замысел. 

Ритейлеры хотят захватить рынок недорогих китайских товаров и обложить их большой наценкой, привычной для розничных компаний «старой экономики», уверен вице-президент и технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. Классический ритейл накручивает десятки процентов наценки на дешёвые товары, говорит Габриелян. В «новом онлайн-ритейле» наценка составляет лишь единицы процентов. Членам АКИТ логичнее самим выйти на трансграничную торговлю, если эта сфера кажется им привлекательной. Пошлины же по мнению главы компании не имеют смысла, поскольку на их администрирование уйдёт сопоставимый с ними ресурс бюджета. 

Вызывает вопрос стремление АКИТ исключить интернет-покупки из сферы товаров для личного пользованя, отмечает директор департамента международных перевозок и таможенных операций DPD в России Евгений Привалов. Существуют механизмы взимания пошлин с юридических лиц, который можно распространить и на физических. 
 
Нужно сделать акцент на развитии экспорта отечественных товаров, а не мешать гражданам покупать товары, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
 
В Российском экспортном центре рекомендуют обратить внимание на другие проблемы, в частности, на создание функционирующего механизма автоматического подтверждения нулевого НДС при розничном экспорте и реэкспорт вывезенных за границу товаров.
 
Неуместно вести речь о "равных условиях" для торговли, рассуждает доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Ассоциация лоббирует вытеснение зарубежных магазинов с нашего рынка, полагает эксперт. «Разве иностранные компании у себя налогов не платят? Если вы считаете, что с вас взимают много налогов, то нужно обращаться с этим вопросом к правительству», — передаёт URA.RU слова экономиста.
 
Депутат Госдумы Вера Ганзя выступила против введения сбора. «Я не сторонник повышения любых налогов, потому что понятно, из какого источника будут оплачены эти налоги. Из карманов наших же граждан», — приводит её слова ФАН. Для выравнивания условий торговли с иностранными компаниями правительство могло бы снизить налоги отечественным фирмам. Это позволит не покушаться на карманы граждан, отметила депутат. 
 

Шанс обойтись без поборов

К счастью для потребителя, инициатива АКИТ не выгодна «Почте России». Организация зарезервировала 24 млрд рублей на строительство 38 логистических центров специально для торговли с Поднебесной. Госкомпании интересно получать прибыль и полноценно загружать свои мощности. Однако "Почте России" не суждено продавить свой интерес и переиграть лоббистов-ритейлеров, полагает Михаил Аншаков. 
 
В госкомпании между тем настроены на непопулярные меры: поэтапное снижение беспошлинного порога в онлайн-торговле, но готовы рассмотреть идею сбора с покупок. «Мы внимательно изучим эту инициативу, но в целом считаем, что правильно идти в рамках согласованной позиции между странами ЕАЭС», - цитирует ТАСС представителя организации.
 
Сбор ударит по карманам граждан, но резко не снизит число покупок из-за рубежа, полагает руководитель кластера «Электронная коммерция» Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов. Доставка с AliExpress обеспечивает «Почту России» огромными доходами, говорит эксперт. «Ещё одна причина: Китай — очень большой друг России. Пока ситуация в корне не изменится, никакой закон, ущемляющий китайского продавца, принят не будет»,— цитирует специалиста «КоммерсантЪ». 
 
Если идея Ассоциации получит силу закона, пострадают прежде всего небогатые граждане, считает замдиректора информационно-аналитического центра (ИАЦ) «Альпари» Наталья Мильчакова. Особенно достанется детским товарам: почти всё, что продаётся в России – из Китая или стран ЕС. АКИТ прежде всего заботится о казне, но не о развитии электронного бизнеса, полагает Мильчакова. Впрочем, российские лоббисты рискуют проиграть в этом противостоянии: государство предпочитает избегать резких и непопулярных шагов. Возможно, и в этом случае россиянам хоть немного повезёт, надеется эксперт.