В Казани завершился традиционный, уже 5-й фестиваль Государственного симфонического оркестра
В Казани завершился традиционный, уже 5-й фестиваль Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан «Рахлинские сезоны». Под занавес выдали грандиозную Девятую симфонию Малера – одну из сложнейших партитур ХХ века, ранее в республике не исполнявшуюся. Чем не повод рассказать о крепнущей, вопреки всем сложностям, культуре замечательного волжского края? И такой рассказ читатель найдет на сайте газеты.
Но здесь мне захотелось взять другую интонацию. Более личную. Потому что при взгляде на портрет Натана Рахлина, заслуженно украшающий роскошный новый концертный зал столицы Татарстана, мне вспомнились другие фотографии легендарного дирижера. Те, что хранятся в нашей семье.
1956 год. Родители впервые взяли меня в Крым. Среди шквала впечатлений, обрушившихся на шестилетнего московского мальца (темные горбы гор, смоляной запах сосен, горькая соль морской волны, таинственный полумрак заброшенных караимских молелен) – добрая улыбка и мягкий голос немолодого человека, с которым подружилась наша семья. Натан Рахлин.
Говорили, что у него в Мисхоре дача. Еще болтали, будто его жену видели на рынке торгующей виноградом с этой дачи... Может, и действительно так, почему нет, если ягоды некуда девать? Но тогда это было суровое обвинение.
Натана Григорьевича, видимо, хотели «придержать». Может, сказывалось эхо кампании борьбы с космополитизмом, а может, элементарная конкуренция. Так или иначе, дирижер национального масштаба, основатель Симфонического оркестра Украины (1937), руководитель Госоркестра Союза ССР (1941-45), в 50-е оказался вытеснен из Москвы.
В 60-е они с патриархом татарской композиторской школы Назибом Жигановым нашли друг друга. Назиб Гаязович, основавший в победную весну 1945-го Казанскую консерваторию, мечтал, чтобы в Татарстане был симфонический оркестр. А Рахлин мечтал о большой работе. И получил ее, собрал оркестр в 1966 году. Татарстан отплатил ему щедро. Прежде всего – подаренными 13 годами жизни. Потому что, думаю, не случись этой отдушины, Натан Григорьевич покинул бы наш мир гораздо раньше.
...Почти полтора часа полярных контрастов, от детской колыбельной до лихорадочного вихря богемной жизни, от патриархального лендлера до безумно ускоряющейся суеты людского муравейника – и страшный срыв, и долгое печально-просветленное прощание… Такова Девятая симфония Малера, которую нынешний руководитель оркестра, талантливый, энергичный, амбициозный Александр Сладковский провел блистательно, продолжив традиции Рахлина – проращивать мировую симфоническую культуру на благодатной татарстанской почве.
И тут же – афиша нового фестиваля, «Белая сирень», который откроется в Казани через несколько дней. Среди музыкантов-гостей – дирижер Владимир Федосеев, пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Владимир Овчинников и даже Михаил Плетнев, который играет со считанными оркестрами мира. Это ли не высший комплимент музыкальному Татарстану? И не поклон ли подвижнику Рахлину, стоявшему у истоков нынешнего расцвета?