Кризис кризисом, а Россия всерьез готовится к лунной экспедиции
Скептикам, погруженным в земные заботы, в это трудно поверить: впечатляющий, на грани фантастики лунный пилотируемый проект, равного которому по масштабам и целям в нашей стране не было на протяжении четверти века, полным ходом разрабатывается в Подмосковье, в знаменитой Ракетно-космической корпорации «Энергия» с привлечением других предприятий, НИИ и КБ. Даже на нынешнем предварительном этапе в работе заняты тысячи специалистов. А реализация столь масштабного проекта станет настоящим прорывом в мировой космонавтике.
Я покидал корпуса «Энергии», ошеломленный (впервые за много лет!) увиденным и услышанным, увлеченный дерзкими планами, которые представляются прологом к реальной дорожной карте освоения Луны, а не абстрактными прожектами, как случалось до недавнего времени. Конечно, неизбежны корректировки, но в целом схема полета экипажа к Луне в немалой степени отработана. И выглядит она дерзко, но убедительно.
Начнем с пилотируемого корабля нового поколения, работа над которым началась в РКК «Энергия» несколько лет назад. Многое уже сделано. Позади жаркие дискуссии вокруг техпредложения и эскизного проекта. Объем выпущенного технического проекта составил около тысячи томов. Специалисты занимаются сейчас конструкторской документацией, идут изготовление и экспериментальная отработка отдельных элементов, испытываются композитные материалы для корпуса... Раз дело дошло до металла, назад пути нет.
Новый корабль для лунной миссии рассчитан на трех космонавтов (в первом варианте планировался экипаж из четырех человек, но пришлось ужаться). Когда конструкторская и экспериментальная работа завершится, в 2017-м приступят к изготовлению реального корабля и его испытательных макетов. В 2021-м запланирован первый старт с космодрома Восточный корабля нового поколения в беспилотном режиме на околоземную орбиту. Корабль, облетев земной шар, совершит мягкую посадку. Затем беспилотный старт повторится. А в третий раз (при отсутствии серьезных замечаний в предыдущих испытаниях) в полет отправится экипаж. Но опять-таки на околоземную орбиту.
Завершив проверки в ближнем космосе, в 2025-м корабль в автоматическом режиме уйдет наконец к Луне. Можно просто облететь ее и вернуться на Землю. Но предпочтительнее более сложный вариант, когда корабль выйдет на окололунную орбиту и будет совершать облеты Селены в течение нескольких недель. А когда вернется, специалисты проведут тщательное исследование корабля, разберут его до винтика. Потому что следующий рейс к Луне в 2027 году будет уже пилотируемым, причем возможны два варианта: с облетом Селены или пребыванием экипажа на окололунной орбите. А в 2029-м, через 14 лет считая с нынешней весны, Россия планирует отправить в экспедицию экипаж с высадкой на поверхность Луны.
Такова схема. Масштаб же проекта можно оценить, вникнув в ряд интереснейших подробностей. Оцените хотя бы задачку, стоявшую перед конструкторами. Чтобы отправить на Луну корабль с космонавтами, необходим сверхтяжелый носитель грузоподъемностью 150-180 тонн. Но такой ракеты пока не существует в мире. Наша «Энергия», напомним, выводила 100 тонн, но ее давно у нас нет. Сегодня Россия может запустить на околоземную орбиту за раз максимум 24 тонны. А разрабатываемая тяжелая «Ангара-А5В» с новой кислородно-водородной третьей ступенью будет поднимать 38 тонн. Так что же, ждать неизвестно сколько появления сверхтяжелого носителя?
Конструкторы пошли другим путем. В начальный период, до создания сверхтяжелого носителя, предложили 140 тонн полезной нагрузки выводить на околоземную орбиту не сразу, а за четыре пуска, по 35-38 тонн, используя четыре ракеты «Ангара-А5В». Две из них отправят в космос два разгонных блока, остальные — новый корабль с экипажем и лунный взлетно-посадочный комплекс (ЛВПК). Но! В разгонном блоке находятся криогенные компоненты топлива, которые легко испаряются. В космосе такой блок можно использовать весьма ограниченное время. Осуществить четыре запуска и две стыковки на околоземной орбите в таких условиях практически невозможно. Тупик? К счастью, и этот барьер удалось преодолеть, хотя решение найдено непростое.
Итак, вначале на околоземную орбиту выведут лунный комплекс. Через 3-4 дня (не позже!) второй старт — разгонного блока (РБ) с теми самыми криогенными компонентами топлива. Оно даже из закрытых баков может испаряться, поэтому РБ нужно использовать после запуска в течение 7-8 часов, не более. За это время необходимо, во-первых, состыковаться с летающим вокруг Земли лунным модулем, а во-вторых, в такой связке (общая масса — 70 тонн) отправиться к Луне. Разгонник отработает, и больше он не нужен.
Прибыв к Луне, ЛВПК начнет вращаться вокруг нее, ожидая пилотируемый корабль с экипажем. Теперь резерв времени у него побольше — несколько месяцев. А пока в районе Луны будет летать ЛВПК, с Земли должна стартовать следующая пара. Сначала пилотируемый корабль с экипажем. Затем — еще один разгонный блок. Они тоже должны быстро состыковаться и взять курс к Луне.
Несколько дней экипаж будет преодолевать 380 тысяч км в звездном океане. Перейдя на окололунную орбиту, корабль с космонавтами соединится с взлетно-посадочным комплексом. После стыковки на орбите — проверка всех систем. Затем трое космонавтов займут свои места в лунном комплексе и начнут спуск. Посадка на ночное светило произойдет в заранее выбранном районе вблизи Южного полюса...
Эта миссия ни в коей мере не будет повторять американские полеты. Она откроет новый этап в освоении землянами естественного спутника Земли. В отличие от астронавтов США, которые оставались на Селене максимум трое суток, наши космонавты будут жить и работать там две недели. Члены экспедиции разместятся в специальном жилище, прообразе будущей лунной базы.
Для этого заблаговременно на Селену доставят 20-тонный лунный экспедиционный модуль. Он в автоматическом режиме совершит мягкую посадку на поверхность, передаст на Землю необходимую информацию и перейдет в режим ожидания. Герметичный модуль имеет шлюзовой тамбур, каюты, общую комнату, лабораторию, туалет, хранилище для продуктов, мини-кухню. Электроэнергией обеспечат космонавтов солнечные батареи и аккумуляторы. В таком доме можно прожить и месяц, и дольше. У экипажа будет программа научных исследований — в этом принципиальное отличие от предыдущих полетов.
«Это будет не разовое посещение Луны, а начало ее планомерного освоения, — говорит специалист РКК «Энергия» Леонид БУРЫЛОВ. — Ресурсы первого лунного дома предполагается использовать и в дальнейшем, причем наращивая потенциал. В течение шести лет, до 2035-го, должны появиться еще несколько модулей на поверхности светила. Так будет создаваться серьезная лунная база. Мы постепенно перейдем к регулярным полетам, увеличивая длительность пребывания экипажа на Селене. Есть, кстати, и проект лунной электростанции... Словом, на ночном светиле мы хотим закрепиться, осуществлять расширенную научно-исследовательскую программу. Эта база станет и полигоном для отработки технологий межпланетных перелетов, и плацдармом для подготовки экспедиции на Марс...»
Но сможет ли Россия самостоятельно осилить столь грандиозный план? «Проект готовится в национальном формате. Но мы будем открыты и для сотрудничества на взаимовыгодных условиях, если у кого-то появится интерес, — отвечает Бурылов. — Если мы хотим высадиться на Луну в 2029-м, то заниматься этим проектом на полную катушку надо уже сегодня. Времени в обрез».
Я спросил в Роскосмосе, как относится к этому проекту новый руководитель Игорь Комаров. «Да он первым его поддержал и обещал всяческую помощь», — ответил мне нерядовой работник.
Лунная программа не останется без финансирования, уверены руководители космической отрасли. В недалеком будущем разработают и утвердят сетевые графики: объемы работ, исполнители (предприятия, НИИ, КБ), сроки и выделяемые финансы. А когда начнутся регулярные полеты на Луну, потребуется и сверхтяжелая ракета. По перспективным планам она должна быть создана к 2028 году. Работа уже ведется.
Пилотируемая миссия, которая откроет путь для планомерного освоения Луны, — достойная цель. Это тот национальный проект в космической сфере, который может получить широкую общественную поддержку. После многолетней пробуксовки появился реальный шанс перевести отечественную космонавтику на новые, более высокие траектории.