«Единый учебник» истории разработан, но не в одном, а сразу в трех вариантах
Интрига с «единым учебником» истории обрела парадоксальный вид: он разработан, но не в одном, а сразу в трех вариантах. Экспертизу Российского исторического общества успешно прошли линейки издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».
Невозможное оказалось возможным. Хотя сама идея изначально порождала больше скепсиса, чем надежд: взаимопонимание между красными и белыми, славянофилами и западниками представлялось малодостижимым. Тем не менее за этот сизифов труд принялись сразу восемь авторских команд: три от «Просвещения», две от «Дрофы», а еще «Русское слово», «Винта-граф» и «Владис». Независимых авторов не нашлось...
Требование ко всем участникам было одно — представить всю линейку пособий с 6-го по 10-й класс: сами учебники, их электронные версии, рабочие тетради и хрестоматии. От так называемой концентрической системы — с 6-го по 9-й класс проходят основной курс, в 10-11-м повтор на более глубоком уровне — отказались. Перешли на линейную: полный курс с 6-го по 10-й класс. Вопрос о том, что делать с учениками в 11-м классе, пока остается открытым. Председатель экспертной комиссии Российского исторического общества, директор Института всеобщей истории РАН Александр ЧУБАРЬЯН считает, что последний год в обычных школах можно отдать под синтетический курс «Россия и мир», а для профильных разработать курс подготовки к поступлению в вуз.
Конкурс был жестким. Проверяли учебники в два этапа. Сначала эксперты, приглашенные РИО, а это более 100 человек — ученые, преподаватели вузов, учителя. Затем экспертный совет самого Исторического общества. Конфликта интересов удалось избежать: в число экспертов не допускались представители организаций, чьи сотрудники участвовали в разработке учебников.
Пять команд с дистанции сошли: слишком много фактологических и терминологических ошибок было обнаружено в их трудах. Эксперты выуживали даже «мелочи» вроде той, что не могли в Угличе ударить в вечевой колокол, оповещая о смерти царевича Дмитрия, поскольку к тому времени вече уже сто лет на Руси не существовало... Три «линейки»- победительницы с 1 сентября лягут на столы учителей и учеников школ, выбранных для апробации учебников. Испытательный срок — год. Последнее слово останется за учителями, они вынесут свой вердикт на Всероссийском совещании учителей в начале лета 2016 года.
Многих волновало, как будут освещены «трудные» события нашей истории, каковых насчитали более 30. Мы обратились с этим вопросом к академику Александру Чубарьяну, и вот что он сказал: «Авторам-победителям удалось главное: точно констатировать факты, взвешенно перечислить плюсы и минусы... Периодов и фигур, которым сложно дать однозначную оценку, немало в истории любой страны. Россия не исключение. И ребенок должен понимать, что история его страны — это не только победы и подвиги героев, но поражения и преступления тоже. Но это не повод предавать анафеме Родину и переносить грехи отдельных личностей на всю страну».
А член экспертного совета РИО, председатель Московского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания директор московской школы № 1741 Павел ПАНКИН добавляет: «Для ребенка деление на хороших и плохих — необходимая стадия познания мира. Взрослому человеку по мере накопления опыта становится ясно, что не все в этом мире однозначно. И вот новые учебники «взрослее» тех, по которым до сих пор учились наши дети. Гражданская война — трагедия для всей страны, а не победа красных над белыми. И по такому принципу учебники представляют самые сложные исторические моменты и самые неоднозначные фигуры вроде Ивана Грозного, Петра I, Сталина или Ленина. На страницах нашей истории надо найти место всем, кто ее творил».