Таков первомайский призыв министра финансов Антона Силуанова
В канун Первомая на многих российских автозаводах объявили о сокращении персонала. Мало того что хозяева испортили праздник, так еще и помахали красной тряпкой перед глазами быка. Местные профсоюзы не зря заслужили репутацию жестких и принципиальных борцов с работодателями. Но на сей раз они фактически отмолчались. Может, смирились с жертвами, которые приходится нести в кризис. А может, просто забыли, что был в календаре такой день — День солидарности трудящихся.
В России этот праздник с началом гайдаровских реформ переименовали в День весны и труда. Совпадение совсем не случайное. После заморозки вкладов и неудержимого галопа цен ударный труд на собственных огородах для многих стал суровой жизненной необходимостью. Сегодня народ на такие подвиги не способен, да и нет уже той земли, чтобы просто раздавать ее под картошку. Ничего не остается, кроме как вернуть Дню солидарности трудящихся изначальный смысл. Тем более что поводов для защиты социальных прав предостаточно.
В 2008-2009 годах власти щедро раздавали деньги проблемным банкам и компаниям, так что кризиса мы практически не заметили. Второй раз так уже не получится. Сейчас с бюджетом проблемы, правительство призывает всех сокращать расходы и затягивать пояса сразу на две дырки. «Мы расслабились, живя при 100 долларах за баррель нефти, — объяснил питерским студентам текущую политику министр финансов Антон Силуанов. — Теперь пора взбодриться». Для чего следует отложить до лучших времен проекты, которые не являются срочными и насущными, ликвидировать часть бюджетных учреждений, сократить социальные расходы, отодвинуть срок выхода на пенсию работников и поменьше платить. «Раньше мы, по сути, весь наш национальный продукт проедали на высоких заработных платах, — возмутился министр. — И они практически сравнялись с некоторыми западными странами!»
В зале сидели будущие экономисты, но никто не спросил, как развивать производство и создавать рабочие места для пенсионеров, если сокращаются государственные расходы, доходы граждан и вместе с ними спрос. С таким же успехом можно лечить гипертонию посредством кровопускания. До последней капли крови...
Если разобраться, то именно такой эксперимент сейчас ставят над отечественной экономикой либеральные эскулапы. Но что удивительно, подопытные пациенты в лице хозяйствующих субъектов и трудовых коллективов при этом безмолвствуют.
Вот, скажем, в феврале на Тверском вагоностроительном заводе объявили о предстоящем увольнении 2 тысяч работников. Если считать с домочадцами, то без работы и куска хлеба останется целый микрорайон. Народ возмутился, коллектив забурлил, профсоюз пригрозил акциями протеста. Но в итоге все спустили на тормозах, даже объявленный митинг отменили. Администрация согласилась сократить «только» 800 человек и в течение года. А в качестве компенсации затрат ввела сокращенную рабочую неделю. И все — страсти улеглись, люди согласились меньше работать и получать. Как тут не вспомнить пикалевскую историю, когда известный олигарх пытался закрыть глиноземный завод, но в итоге получил публичную выволочку от Владимира Путина.
В начале апреля чувашский премьер Иван Моторин сообщил, что 8 тысячам работников концерна «Тракторные заводы» грозит сокращение. Кредиторы арестовывают счета дочерних предприятий, и если Внешэкономбанк срочно не реструктуризирует 15-миллиардный долг, придется практически каждого второго работника выставить за ворота. Премьер делал публичное заявление, надеясь на общественный резонанс. Однако реакции со стороны правительства не последовало. Не слышно протестов и со стороны трудового коллектива.
Нет ни былого накала страстей, ни многолюдных акций, освещаемых федеральными СМИ. Тишина даже на российских автозаводах, где в новом веке вместе с независимыми профсоюзами зародилось реальное движение борьбы за социальные права. Крупнейший американский концерн GM объявил о сворачивании производства в России. На калининградском «Автоторе» Opel и Chevrolet уже не собирают, летом полностью законсервируют производство в Санкт-Петербурге. Профсоюз попытался договориться с работодателями — не о дальнейшем трудоустройстве, а хотя бы о компенсации. Согласились на увольнение по соглашению сторон с выплатой семи окладов. В марте пытались бастовать работники завода Ford во Всеволжске, но большая часть коллектива акцию не поддержала.
В это же время объявила о предстоящей оптимизации администрация калужского завода Volkswagen. Сокращают тех, у кого заканчиваются срочные договоры, при увольнении обещают сохранить медицинскую страховку и выплатить компенсации. А те, кто остается, после майских праздников перейдут на двухсменку и сокращенную рабочую неделю.
Скажут: а что же делать, если в стране кризис? Но ведь если послушать наше благодушное правительство, никакого кризиса нет. В картине окружающего мира, какой она видится из окон Белого дома, присутствуют некоторые временные трудности, связанные с падением нефтяных доходов и западными санкциями. Однако с начала года цены на нефть подросли, рубль укрепился, удалось сократить расходы и сверстать новый бюджет. На встрече в Кремле министр труда Максим Топилин доложил президенту, что безработица составляет 1,3%, тогда как в пиковый период прошлого кризиса на бирже труда было зарегистрировано 3% трудоспособных. Но нам теперь ничего такого не грозит, поскольку Антон Силуанов уже сообщил, что «худшее позади». А министр экономики объявил, что в этом году ВВП сократится незначительно, а в следующем вырастет на 2%.
Что до падения реальных доходов и уже объявленных массовых увольнениях, то надо просто перетерпеть.
Тем более с тех же автозаводов людей увольняют не с пустыми руками — выходных пособий при скромной жизни хватит до осени. А там, может, сами какую-нибудь работу найдут... В старом советском анекдоте народ спросил у Брежнева — мол, как же так, Леонид Ильич, идем к коммунизму, а в магазинах пусто. На что генсек резонно заметил, что кормить в пути никто не обещал.
Остается добавить, что пособия на бирже труда сегодня составляют от 850 до 4,9 тысячи рублей. Что после двукратного скачка цен выглядит откровенным издевательством. Так что статистику занятости новые безработные точно не испортят. Ждем доклада президенту об очередных успехах на рынке труда?
Штрихи
По данным Росстата, в первом квартале номинальные среднедушевые доходы россиян выросли до 27,3 тысячи рублей в месяц, но реальные, пересчитанные с учетом официальной инфляции, упали на 1,4%. Начисленная заработная плата также выросла до 33,2 тысячи рублей, но реально она на 9,3% ниже, чем год назад.