ДУТЬ ИЛИ НЕ ДУТЬ?
Разобраться с этой проблемой нам помогает автомобилист и врач Татьяна Черкасова:
- Если даже вы не пьете или полагаете, что прошло достаточно времени и хмель выветрился, не надейтесь, что гаишники не захотят вас проверить - праздники! Если вы не чисты как стеклышко и точно не знаете, готовы ли вести машину, то определите свое состояние алкометром.
А что делать, если у вас во рту не было ни капли, но ретивый гаишник наезжает? Для начала нужно узнать, когда инспектор имеет право отправить вас на медицинское освидетельствование. Признаков для проверки немного: явный запах изо рта, нарушения речи, заметная дрожь пальцев, неустойчивая поза, красные пятна на лице, характерные для выпивших, и так далее. Довольно расплывчато, конечно. Тем не менее, если признаков вы у себя не заметили, держитесь уверенно. От предложения "подышать в трубочку" можете отказаться. Постарайтесь, правда, сделать это как можно вежливее, поскольку инспекторы имеют право препроводить вас в стационарную поликлинику на обследование. Но знайте: перед этим они должны заполнить протокол, подписать его и дать на подпись вам. Без соблюдения этих формальностей врачи не должны проводить никаких экспертиз. Ни в коем случае не подписывайте протокол, в котором гаишники утверждают, что вы ехали на машине в нетрезвом виде. После освидетельствования, которое все-таки придется пройти, вам будет легче прижать блюстителей в суде. Тут дело попахивает нарушением прав человека.
УЛОВКИ ОТ БЫВАЛЫХ
Профессиональные водители, если их начинают подозревать в нетрезвости, сразу предлагают инспектору ДПС составить протокол о том, что они якобы находятся в машине в состоянии алкогольного опьянения, и просят отправить их на медицинское освидетельствование. Для чего? Оригинальный ход, оказывается, сильно настораживает гаишника. Его начинает мучить вопрос: а вдруг проверка? И не исключено, что он сменит гнев на милость, если действительно видит перед собой трезвого человека.
Другой прием: попробовать на месте доказать, что вы достаточно долго не пили перед выездом. Для этого надо искать идущие к сердцу гаишника слова. Можно, к примеру, сообщить ему, что запах, который он якобы учуял, дает жидкость, омывающая лобовые стекла вашей машины. Или сказать, что пассажиры надышали, да еще и пролили вино на пол салона. В общем, простора для фантазии у трезвого человека за рулем много.
ПОМЕХИ СИДЯТ РЯДОМ
Если в рабочие дни вы чаще всего ездите один, то в праздники, увы, без пассажиров "и не туды, и не сюды". Четких правил поведения пассажиров в авто нет, это вам не метро и не трамвай. Неплохо, конечно, разработать и правила для автопассажиров, но пока водителю самому приходится беречь своих попутчиков от неприятностей.
Многие автомобилисты не пускают никого, если, конечно, есть возможность, на переднее сиденье справа от себя. Почему? Оно самое опасное в машине. Лучше всего, когда пассажир, если он один, сядет сзади и посередине. Это место, как утверждают ученые, на 70% безопаснее, чем передние, и на 25%, чем боковые задние. Дело в том, что удар в заднюю дверцу очень редко достигает середины салона.
Детей, понятно, надо возить в креслах, но намертво прикрепленных к сиденью машины, а не просто поставленных на него. Кроме того, с боков неплохо положить подушки. Они смягчат удар, если он, не дай бог, произойдет.
А это правило должны знать все: командир в машине - водитель. Его приказы должны выполняться беспрекословно, а любые манипуляции типа открывания окон, включения музыки и так далее производятся только с его разрешения. И никаких разговоров, которые отвлекают от дороги.
Другое правило годится для дальних путешествий. Если в салоне едут, допустим, три-четыре пассажира, то двое должны обязательно не спать - водитель и еще кто-то. Идеально, когда все бодрствуют, но так бывает не всегда. Естественно, что и шофер должен придирчиво следить за своим состоянием. Не надо забывать, что после праздников и полного расслабления за рулем клонит в сон. А клюющий носом водитель, пожалуй, не менее опасен, чем пьяный. Устали? Зевнули раз-другой? Срочно остановитесь и бегом вокруг машины. 15 кругов снимают сонливость на 15 минут. Можно пожевать какие-нибудь сушки, попить воды, кофе. Сон тоже отступит.
СТОЯТЬ, КАЗБЕК
Это мой приятель так говорил, когда раскачивался от выпитого вина. Так вот, в праздники очень много качающихся пешеходов. Они на тротуарах, остановках общественного транспорта - везде. Для водителя это бич. Едешь себе, вдруг из толпы на остановке автобуса вываливается этакое подвыпившее чудо в перьях. Даже на 50 км/ч затормозить не успеешь. Поэтому лучше ехать еще медленнее там, где на тротуаре много людей. А совсем хорошо не занимать правый ряд вблизи остановок общественного транспорта. До середины дороги все-таки даже сильно поддатому пешеходу добраться незамеченным водителем сложно.
Не надейтесь, что за городом пьяных пешеходов меньше - наоборот. Как правило, в деревнях гуляют с размахом, а передвигаются не по грязным тротуарам-тропинкам, а по проезжей части асфальтовых дорог. На машины, мчащиеся по ним, подгулявшим селянам наплевать. Правильное решение: увидели толпу - прижмитесь к обочине, переждите, пока люди пройдут. Но на всякий случай поглядывайте за ними. А то, чего доброго, начнут трогать машину, предлагать выпить... Крепитесь.
ЩИПАЧИ НЕ ДРЕМЛЮТ
В праздничные дни активизируются так называемые щипачи - воры, которые тащат из машин все, что плохо лежит. Они понимают, что именно в дни отдыха у водителей, как и у всяких людей, внимание и осторожность притупляются. Если вы приехали в магазин, то неприятности могут начаться, как говорится, не отходя от кассы. Да-да, это не шутка, а реальность, которую можно наблюдать как в большом городе, так и за его пределами. Но если в мегаполисе у магазинов ходит охрана, да и людей побольше, что сдерживает воров, то за городом для них раздолье. Особенно в Подмосковье.
Итак, вы едете один. Остановились у маленького магазинчика, киоска, базарчика. В этот момент вы и можете стать объектом для преступников. Нет, автобандиты не будут нападать, но обязательно глянут, как вы рассчитываетесь на кассе. Убедившись, что деньги у вас есть и держите вы их не в кармане или поясной сумке, а, положим, в борсетке, воры постараются устроить вам пакость. Излюбленный прием - проколоть тоненьким шилом правое заднее колесо.
Выйдя из магазина, вы ничего не заметите. Бросите борсетку на сиденье и поедете. А правое заднее колесо спустит минут через 15-20, когда вы будете на трассе. Почему именно правое заднее? Да оно находится дальше других от дверцы водителя, которую он, выходя из салона, почти всегда оставляет открытой. Вот он остановился и начал менять колесо. Вдруг появляются добровольные помощники. На машине. Обычно их двое. Один сразу бросится помогать вам, причем очень активно. Больше - разговорами, поскольку у него есть цель - отвлечь ваше внимание от своего подельника. Пока он "помогает", тот залезет в салон и стащит все, что ему понравится. Когда работа будет сделана и вам останется снять машину с домкрата и упаковаться, "помощнички" пожмут вам руку и пожелают счастливого пути. А сами рванут на своей машине. Ситуация стандартная, никакой фантазии, но, поди ж ты, многие водители попадаются именно на этом. Так что, если уж колесо спустило, день-ги и документы не оставляйте в салоне - положите их в карман или хотя бы закройте на ключ водительскую дверцу. Отбирать у вас ключ, вероятнее всего, щипачи не станут: они понимают, что это пахнет разбойным нападением, которое по закону карается гораздо строже, чем обычное воровство.
Ну а если уж вы обнаружили пропажу, не медля ни минуты езжайте в ближайшее отделение милиции или на пост ГИБДД.