САМ СЕБЕ МАСТЕР

Сосед на дачу собрался, попросил "прикурить" - машина у него не заводилась. Дело нехитрое - подсоединил два провода к клеммам двух аккумуляторов, завел движок. Я сел за руль, он полез под капот, вдруг кричит. Выскакиваю. Провода сначала оплавились, потом вспыхнули. Едва успел сдернуть зажим одного из них с клеммы аккумулятора. Пара секунд - и пожара бы не миновать.

РУКАМИ НЕ ТРОГАТЬ
Рассказал про экстремальное "прикуривание" спецу - электрику-диагноситку автосервиса Лене Кушниру, - а тот улыбается:
- Что ж вы, плюс от минуса отличить не могли?! Это первое правило, ему в школе учат: чтобы электрический ток передать, надо присоединять плюс к плюсу, минус к минусу. Параллельное соединение называется. А вообще я скажу, что лезть в электрику и электронику современного автомобиля водителю нельзя - дело специалистов, то бишь мое. Ты уж хлеб-то у меня не отнимай, - и опять у мастера рот до ушей.
- Но, Леня, хоть лампочку-то я могу поменять без твоей помощи?
- Лампочку можешь, но не каждую. Есть такие, у которых к стеклу прикасаться категорически запрещено - от жира на пальцах она быстро перегорит. Что еще безопасно делать самому? Если руки растут из правильного места, то можно поменять предо-хранитель. Но и тут нужно быть внимательным. Посмотреть циферку на сгоревшем и поставить на его место с точно такой же.
- Однако техникой "прикуривания", по-моему, должен владеть каждый водитель. Ведь за аккумулятором не уследишь: сядет - что делать?
- Батарея - вещь особенная. Но обычному водителю надо знать о ней, наверное, только то, что на верхней части у нее есть две клеммы - пипки такие свинцовые. На одной нарисован жирный плюс (+), на другой минус (-). На них набрасываются и затягиваются хомутики с проводами. Обязательно надо знать, что тот хомутик, провод от которого прикреплен к корпусу авто (чаще всего к внутренней стороне крыла), присоединяется к минусу. Зачем знать? Дилетантский вопрос, прости уж. Клеммы окисляются, и их надо периодически чистить наждачной бумагой, значит, снимать хомутики, а потом ставить на место. Кроме того, из-за плохо затянутого хомутика или грязных клемм машина часто и не заводится. Не грех при каждом посещении сервиса просить мастеров почистить батарею и проверить. Может, ей пришел каюк.
ДОТЯНУТЬ ДО СЕРВИСА
Автослесарь Тахир Мамадназаров из того же автосервиса посоветовал водителям не зацикливаться на всей ходовой части автомобиля, но знать, как быть, если тормоза не работают.
- Если стучит подвеска, амортизатор или что-то еще, то потихоньку доехать до сервиса каждый сможет. А вот без тормозов - проблема. Тут надо запомнить несколько вещей. У наших авто прямо-таки беда - это плохие шланги. Лопаются, а с собой их не навозишься. Выход тут прост: шланг или тормозную трубку, которая дает течь, нужно заглушить болтом или просто загнуть плоскогубцами. Таким образом вы отключите одно колесо или даже два от всей тормозной системы. Однако до мастерской дотянете, если будете вести машину осторожно. Понятно, что периодически нужно добавлять в бачок тормозную жидкость. На отечественных машинах ее надо иметь при себе всегда.
Другая болезнь тормозов - заклинивание колодок. Часто причиной является рабочий цилиндр. Он или не работает, или барахлит. Очень неприятная штука - колесо не едет, барабан, суппорт горячие, могут даже задымить. Такую машину даже буксировать нельзя. Что делать? На дисковых тормозах проблема не ахти какая сложная. Нужно снять колесо, монтировкой развести колодки, потом ехать, пока опять не заклинит. Случится такое - повторить операцию. Время потеряете, но до города доедете. С барабанными тормозами сложнее. Там кроме колеса надо еще снимать и барабан. Мука, но чего не сделаешь ради продолжения движения.
Ну а то, что при скрипе в колесах надо менять тормозные колодки, наверное, все знают. Я так думаю.
ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА
Прежде чем сесть впервые за руль, хорошо бы почитать инструкцию по ремонту и послушать советы опытных водителей или мастеров сервиса. Хотя бы для того, чтобы не делать откровенных глупостей. Например, мой знакомый чуть не погиб, когда сам менял амортизатор. Чтобы это сделать, надо специальным устройством сжать пружину, зафиксировать ее в этом положении, а потом отпустить. Так вот, когда он сжал пружину простой монтировкой, она выскочила и угодила ему в бок. Хорошо не в голову. Но пара ребер были сломаны. Понимаю, голь на выдумки хитра, но не до такой же степени.
Зато как не взять в копилку, к примеру, такой опыт. Если на ремне, допустим, распределительного вала выбило несколько зубцов, то, говорят профессионалы, можно разрезать ремень вдоль на две части и сдвинуть полоски так, чтобы утрату зубцов компенсировала хорошая половинка ремня. Он не будет проскальзывать, и вы доедете до дома.
ДИАГНОСТИКА ПО МОБИЛЬНИКУ
Для тех, у кого в кармане не пусто, одна российская фирма придумала адаптер для диагностики автомобиля с помощью обычного мобильного телефона. Принцип работы прост: прибор подсоединяется к штатному диагностическому разъему, какой имеется практически на всех иномарках и некоторых отечественных авто, и передает информацию от бортовой системы на мобильник. Специальная программа, закачанная в телефон, расшифровывает коды неисправностей и комментирует их. Владельцу остается прочитать SMS-сообщение и принять решение - ехать на сервис или самому ликвидировать поломку. Удобен адаптер и тем, что позволяет водителю контролировать работу систем двигателя - температуру, обороты, нагрузку и т.д.
ВОТ ЭТО ДА!
В американском штате Орегон есть автосервис, где работают два не совсем обычных мастера: один слепой, другой глухой. 46-летний Ларри Вуди, владелец предприятия и магазина запчастей, попал в аварию и потерял зрение. Но он настолько любил автомобили, что не смог бросить работу. Для того чтобы остаться механиком, он нанял себе в помощники 18-летнего юношу Отто Шиму. И все бы ничего, но парень - глухой. По сути, помощник стал глазами опытного ремонтника. Вот такой получился дуэт. Автомобилисты, несмотря ни на что, с удовольствием приезжают в мастерскую Ларри, поскольку качество тут отменное. Правда, ремонт длится немного дольше, чем в автосервисах, где работают обычные слесари. А задержки происходят потому, что мастеру и его помощнику приходится общаться через сурдопереводчика. Сначала тот при помощи жестов объясняет помощнику, что сказал Ларри, а затем рассказывает мастеру, что и как делает юноша.
ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ТОЛМАЧА
Если вы ездите на "Жигулях", то положите в бардачок инструкцию по эксплуатацию и книжку по ремонту. К иномаркам прилагается описание характерных поломок и способы их устранения. Но в зарубежную машину лезть надо с опаской. Хотя бы потому, что надписи в ней не на нашем языке. Публикуем списочек общепринятых на иномарках обозначений: А - ампер, ABS - антиблокировочная система тормозов, ACCEL - педаль газа, ADJ - регулировка, ALT - генератор, ANT - антенна, В - батарея, BACK UP - задний ход, BEAM - дальний свет, BELT - ремень, BRAKE - тормоз, СС - кубический сантиметр, CHECK - проверка, CHG - CHARGE - зарядка, DOWN - вниз, Е-END - конец (топлива), Е - "земля" (корпус), ECON -экономичный (режим работы), ЕСТ - температура двигателя, ECU - электрический блок управления, ENG - двигатель, FLUID - жидкость, FUEL PUMP - топливный насос, FUSE - предохранитель, GAUGE - датчик, GLOG PLUG - свеча накаливания, HORN - сигнал, НТК - нагреватель, IDL - холостой ход, IG - зажигание, М - середина, MAIN RELAY - главное реле, MIRROR - зеркало заднего вида, N - нейтральное положение, OFF - выключено, OIL - масло, PUMP - насос, PULL - потянуть, PUSH - нажать, QUICK - быстро, RELAY - реле, RESET - установка, SENSOR - датчик, SLOW - медленно, SPD - скорость, ST - стартер, S/W - выключатель, TEMP - температура, THW - температура воды (тосола), UP - вверх, WARMER - нагреватель, W - предупреждение, WASHER - омыватель, WIPER - стеклоочиститель, WINDOW - стекло. Водителям иномарок надо следить за лампочкой на приборной доске, если где-то красный свет - к мастеру срочно, если желтый - почти срочно.