ЕЛЕНА САФОНОВА: "ИНОГДА МЫ ИЩЕМ ЛЮБВИ ТАК КОРЯВО, ЧТО ОНА САМА ОТ НАС УБЕГАЕТ"

Один из последних фильмов с участием актрисы Елены Сафоновой "Переводчица олигарха. Игра слов" в прокат так и не вышел. Его выпустили сразу на DVD, несмотря на успех на фестивале "Кинотавр" и участие любимых народом актеров - Сергея Гармаша, Александра Балуева, Нины Руслановой. О кино, театре и родине Елена Сафонова рассказала "Труду-7".

"ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ТЫ СРЕДИ СВОИХ"
- Почему последний фильм с вашим участием "Переводчица олигарха" так и не вышел в широкий прокат? Все так долго ждали премьеры, а в итоге все закончилось презентацией DVD...
- Не знаю. Я в этом ничего не понимаю. А фильм хороший, я уверена, что найдутся люди, кому он понравится.
- Что было самым сложным и самым интересным в работе именно над этой картиной?
- У меня роль человека, который не хочет жить в России, не любит свою страну. Моя героиня уехала еще где-то на заре перестройки, потому что все то, чем живут в России, ей не нравится. Потому что она не находит здесь опоры. Ведь это очень важно, выходя из дома, не проливать слезы и понимать, что находишься в стане врагов, а знать, что ты среди своих. Видимо, у меня тот персонаж, у которого подобного ощущения не было, и именно поэтому человек эмигрировал. Это совершенно особая раса: люди, которые сознательно покидают те места, где они родились, и уезжают в неизвестность. Они понятия не имеют, как сложится их жизнь дальше. Но это ни в коем случае не авантюристы, а очень смелые, бескомпромиссные люди. С ними не всегда удобно жить, конечно, но, как правило, они люди глубокие, которые постоянно себя спрашивают: "А зачем я вообще пришел в этот мир?" Для меня данная роль была очень интересна и важна, и такую жизненную позицию я очень уважаю и ценю.
- Расскажите про грядущие работы, где вас можно будет увидеть?
- Надеюсь, что не за горами выход двух телевизионных фильмов, с моей точки зрения очень-очень приличных. Один - двухсерийный, называется "Клан", а второй - многосерийный (предполагается 16 серий) с рабочим названием "Наследство". Я надеюсь, что он выйдет уже этой осенью. Там играют такие замечательные актрисы, как Катя Волкова, Катя Васильева, Володя Кочан, с которым мы впервые партнерствовали как коллеги по цеху. Это очень душевная лирическая история.
- А в мистическом триллере "Беляев" вы снимаетесь? Сейчас многие об этом пишут.
- Нет. Я там не снималась.
- А часто вообще про себя неправду читаете?
- Нечасто, но бывает. Я как-то прочитала реестр работ одной артистки, которую я очень ценю и уважаю, - не буду называть ее имя, потому что это не ее вина, - но ей приписали одну мою хорошую работу, которую я очень люблю. (Смеется.) Я так обиделась - это же я сыграла.
- А что это за работа?
-Нет, я не буду говорить.
"НЕ ХОЧУ ЖИТЬ ВО ФРАНЦИИ"
- Вы, как и ваша героиня, тоже долгое время жили заграницей, уезжали-возвращались. Почему же все-таки вернулись?
- Дело не в том, чтобы уезжать-возвращаться, а в том, как ты относишься к жизни, как ты относишься к окружающему миру. Я не могу жить во Франции. Там все по-другому. У них другие ценности в жизни. В России мне хорошо, тут кипит жизнь. Здесь у меня настоящие друзья, сын, любимая работа.
- Я очень хорошо помню "Зимнюю вишню".
- И я помню! (Улыбается.)
- Прошло больше 20 лет, я выросла, успела родить двоих детей.
- И я успела родить двоих детей и вырасти. (Смеется.) И это, совершенно точно, самое лучшее, что я могла сделать в этой жизни.
- Ну вот, с тех пор вы ни капли не изменились. Как вам это удается? Что вы такого делаете?
- Ничего, честно. Мы вот только что сидели с Юрой Коротковым и говорили о том же самом. Я его спрашиваю: "Что ты делаешь? Ты совсем не меняешься". Он отвечает: "Ничего. А ты что делаешь? Ты же тоже не меняешься". А я ничего не делаю - верите или нет. Ничего, выходящего за рамки того, что делают все женщины мира. На какие-то изыски у меня не хватает ни времени, ни сил. Сохранять форму после рождения детей сложнее, но если надо похудеть перед съемками, я просто два-три дня ничего не ем. Всегда пью много жидкости, но не пью алкоголь. Курю, правда... В общем ничего сверхъестественного: какие-то маски, кремы... А с волосами вообще ничего не делаю.
"В ТЕАТРЕ НУЖНО ИСКАТЬ НЕ ОТВЕТЫ, А ВОПРОСЫ"
- А что у вас в театре происходит?
- Сейчас я впервые в жизни репетирую с одним из моих любимых артистов - Михаилом Михайловичем Казаковым, который является режиссером спектакля. Я получаю колоссальное удовольствие: это такое счастье, когда тобой руководит профессионал, который знает, что он хочет, точно тебя направляет. Я надеюсь, что это будет спектакль столь же очаровательный, как и пьеса, которая называется "Цветок смеющийся". Но если честно, я давно такого удовольствия не получала от репетиций. Вообще же я с удовольствием работаю в антрепризных спектаклях. В компании "Дуэт" у нас сейчас идет новый спектакль "Дама и ее мужчины": я там играю с Андрюшей Чернышевым, Андреем Ильиным и Сашей Носиком - по-моему, очень красивый и очень хороший спектакль.
- "Дама и ее мужчины" - интригующее название...
- Это комедия с размышлениями об одиночестве. Спектакль ставит очень болезненные вопросы: почему женщина остается одна? Почему тебе вроде все идет в руки - один, другой, третий, - а ты все отказываешь и создаешь такие ситуации, в которых от тебя уходят, когда с тобой больше не хотят общаться. И оказывается, что все упирается в одно и то же - мы все ищем любви. Но только иногда так коряво и неправильно это делаем, что она сама от нас убегает.
- В конце спектакля появляется ответ на вопрос, почему мужчины все-таки уходят?
- Ответ не появляется - появляется вопрос. Однажды в чьем-то интервью мой слух резанула такая фраза: я в театр хожу не для того, чтобы услышать ответ, а для того, чтобы услышать вопрос. И это очень точная фраза. Мы уже давно за ответами в театр не ходим.
- А как бы вы на этот вопрос ответили для себя? Почему женщина теряет мужчин?
- Я бы ответила, что, к сожалению, мудрость и понимание к нам приходят очень поздно, как в поговорке, "если бы молодость знала, если бы старость могла". Мы слишком поздно обнаруживаем ответ на тот самый вопрос, который нас мучил в 18, 20 или 30 лет, и начинаем жалеть о совершенных ошибках.
НАШЕ ДОСЬЕ:
Елена Всеволодовна Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде. Отец, Всеволод Дмитриевич Сафонов, был актером. Сама Елена работала библиотекарем, затем поступила во ВГИК, а через два года продолжила обучение в Институте театра, живописи и кино. Известность ей принесла роль в картине "Зимняя вишня". В 1992 году вышла замуж за Самюэля Лабарда и переселилась в Париж. После развода сын Сафоновой от Самюэля - Александр - остался во Франции по решению суда. Мать видится с ним только на территории Франции несколько раз в год. Первый сын Елены - Иван - живет с матерью в Москве.