И не случайно: в последние годы ТВ "откусывает" самый большой кусок отпускаемого государством на предвыборную борьбу финансового пирога. А еще норовит сверх того столько же, если не больше, получить от разных "заинтересованных лиц", не желающих, чаще всего, эти самые лица показывать широкой публике.
Я говорю о тех грязных предвыборных технологиях и так называемом "черном пиаре", которые процветали в ходе последних избирательных кампаний. "Людоеда" Сергея Доренко, слава Богу, давно уже не видно на телеэкранах, а память о его подвигах до сих пор жива. Не только политики и телевизионщики, но и миллионы зрителей хорошо помнят, как лишенный профессиональной чести журналист выполнял в эфире заказ небезызвестного олигарха, самым бессовестным образом громоздил домыслы, направленные на дискредитацию уважаемых в стране людей.
Тогда разве что члены Центральной избирательной комиссии пытались обратить внимание общества на грубое нарушение элементарных правил предвыборной агитации - да кто их слушал? Победителей, как говорится, не судят, а эффективность доренковской грязной работы была налицо: рейтинги тех, на кого он "наезжал", катастрофически падали.
Показательно для наших политических нравов: пока "телекиллер" бессовестно "мазал" известных политических деятелей, ему все сходило с рук, когда же он наехал (в буквальном смысле слова, управляя мотоциклом) на морского офицера, прогуливающегося в парке, - получил срок.
Вышедшая в минувшую среду передача М. Маркелова "Наша версия. Под грифом "Секретно" (ТВЦ) поведала нам о совершенно несекретных, но от этого не теряющих своей важности фактах. Она проследила последние полвека избирательной практики в нашей стране. Курьезно выглядели кадры старой кинохроники, рассказывающие о стопроцентном голосовании за вождя народов в Сталинском районе столицы. Трогательно звучали признания депутатов первого "горбачевского" съезда народных депутатов, проходивших в парламент на волне энтузиазма избирателей, верящих в грядущую демократию, в ее судьбоносность. Ну а затем пошло все то, что знакомо сегодня каждому: подкупы, грязь, фальсификации. А еще - единственное в мире российское "ноу-хау": так называемый "административный ресурс".
Несовершенство наших законов, столь очевидное, побудило Думу принять на днях в первом чтении Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан". Там прописаны конкретные санкции в отношении СМИ, нарушающих правила предвыборной агитации, - вплоть до приостановления на время избирательной кампании, лишения лицензии. При том, что самый большой урон от закона могут понести газеты, а не ТВ (в эфире за нарушения будут закрывать только отдельные передачи, а в печатных СМИ из-за одной рубрики пострадает все издание), именно телевизионщики сразу же после первого чтения, за которым, как известно, следуют еще второе и третье, и многие спорные вопросы можно решить путем думских обсуждений, - подняли гвалт. И, как повелось в последнее время, с поры, когда власть наступила на хвост Гусинскому, выплеснули свои претензии и неудовольствие на миллионную зрительскую аудиторию в прямой эфир.
В минувшую среду в "Основном инстинкте" (Первый канал) С. Сорокина собрала обиженных телевизионщиков. На встречу с ними не побоялся прийти глава ЦИКа А. Вешняков. Там он, как и в газетном интервью, опубликованном назавтра, был миролюбив. Готов был смягчить многие санкции, записанные в законе. Говорил, что речь будет идти лишь о наказании за последовательную (вспомнил Доренко) ложь, клевету, что за неосторожные выражения, высказанные в журналистском запале, наказывать не станут. Что вообще прежде чем вводить жесткие судебные санкции, ЦИК станет штрафовать на смехотворные для"телеканалов суммы в 50 минимальных зарплат.
Но закусившие удила телевизионщики настаивали на том, чтобы их поведение регулировал не какой-то там закон, а они сами. Вспоминали Хартию телевещателей, заключенную несколько лет назад, накануне очередных выборов, и подписанную руководителями всех крупнейших телеканалов. Там они клятвенно обещали вести себя прилично, но нарушили Хартию прежде, чем успели высохнуть чернила, которыми она была написана. Впрочем, присутствующие в студии теленачальники, те самые, которые этот документ сочиняли и подписывали, не скрывали, что он оказался пустой бумажкой.
Стыдно было слушать самовлюбленные речи некоторых телевизионщиков, которые яростно бились за грядущие осенью и зимой сверхбарыши от избирательной кампании. Миллионы зрителей в стране и сотни, собравшиеся в студии, недоумевали: если люди собираются служить во время выборов Правде и Справедливости, почему они так боятся Закона, где эти правила записаны в весьма безобидной форме?
Ответ на вопрос дало голосование, которое провела Сорокина среди пришедших в Останкино. "Смогут ли СМИ справиться с задачей объективного освещения избирательной кампании?". Только 16 процентов дали утвердительный ответ...