ВЕЛИКИЙ ВРАТАРЬ - ВНЕ ИГРЫ

Завтра начинается долгая, длиной почти в две недели, череда праздников: Первомай, Пасха, День Победы. В эти дни, как нетрудно догадаться, все каналы ТВ с утра до поздней ночи будут потчевать зрителей произведениями разных видов искусства. Телевизионщики прежде всего набросятся на самые популярные в народе, ставшие уже классикой, шедевры давних лет. А к ним, понятно, добавят еще и сделанное в последние годы - менее совершенное, зато более броское.

Творческий уровень этого "продукта" не перестает огорчать. То, насколько он низок, в особенности очевидно в последнюю предпраздничную неделю, когда каналы, придерживая все, что получше, для грядущих "красных" дней календаря, выдают в эфир самые непритязательные свои опусы.
Среди них, конечно, превалируют повторы программ, снятых довольно давно. Их ставят в эфир, причем не ожидая какого-нибудь извиняющего низкое качество передачи случая. Увидев на неделе старые программы, посвященные Галине Улановой ("Серебряный шар") или Людмиле Зыкиной ("Жизнь замечательных людей"), я полез в справочники, чтобы найти возможную привязку к дате. Но не нашел...
При том, что одна из этих программ сделана с тусклым закадровым текстом, а другая - произнесена от первого лица с немалой претензией на красоту и выразительность словесных пассажей, - обе они, по сути, построены по одному и тому же незамысловатому шаблону. Немножко биографии знаменитых женщин: родители, фотографии, места, где прошло детство. Немножко о первых шагах на пути к творчеству. Немножко про успехи ранней поры. Ну а дальше все посвящено невесть откуда свалившейся славе.
При этом почему-то в тени остаются мучительные поиски художниками своего пути, сомнения, бесконечный труд. Совершенно не заходит речи о таких "мелочах", как определение неповторимых черт таланта, сравнение с не менее достойными коллегами, выяснение, кто на кого оказал влияние, кто чью традицию продолжил. Почему-то наши кумиры в подаче телевизионщиками чаще всего выглядят эдакими одиночками без роду и без племени.
Впрочем, названные выше передачи, включенные в известные, насчитывающие годы эфирной истории телевизионные циклы, - не самое худшее из того, чем балует нас сегодня домашний экран. Программы, сделанные к конкретной дате, случившейся на минувшей неделе, выглядят еще более бледно.
В прошлый четверг исполнилось 95 лет со дня рождения Василия Соловьева-Седого. Не делает чести нашему ТВ, что оно не сочло этой дате уделить достаточно внимания. Лишь канал "Культура" отметил ее пятнадцатиминуткой, названной "Песня - любовь моя". Анонимные авторы этого торопливо склеенного "произведения" почему-то сосредоточились лишь на кинотворчестве великого композитора. Из тридцати трех лент, для которых он в разное время написал музыку, кинематографически удачными были, пожалуй, лишь две: "Первая перчатка" и "Небесный тихоход". Да еще документальный, мало кому известный фильм "В дни спартакиады" (в передаче он неверно назван), где впервые прозвучали "Подмосковные вечера". Остальные песенные шедевры были написаны в суровую военную годину, когда над страной нависла смертельная опасность, - для эстрады, радио, армейских ансамблей. Они, уверен, не раз будут звучать на большинстве телеканалов в ближайшие две недели, в особенности в дни, когда будет отмечаться очередная годовщина Победы над фашизмом.
И еще одна дата отмечалась на минувшей неделе. Исполнилось 50 лет великому спортсмену Владиславу Третьяку. Этому событию РТР посвятило вышедшую в эфир в пятницу большую - по размеру она равна трем упомянутым выше передачам, вместе взятым, - программу "Все звезды и вратарь". Тут не было даже того скудного "джентльменского" юбилейного набора - биография, учеба, первые успехи, - с которым мы встретились в других телерассказах. Вместо этого нас потчевали странным телевизионным "кентавром", где причудливым образом соединились казенное чествование юбиляра в Центральном театре Российской армии. И - там же - заурядный эстрадный концерт поп-звезд. Отсюда и странное название представленного на экране действа. Мы увидели разлинованную под настоящую хоккейную площадку поверхность громадной сцены, одетых в спортивную форму мальчишек, - и тут же явилась дежурная пара известных ведущих телевизионных концертов, неуклюже обыгрывающая хоккейную терминологию. Так, выход артиста обозначался словом "вбрасывание", а объявление нового номера происходило как "передача шайбы" или "пас микрофона".
Претензии на остроумие продолжались и в подаче эстрадных номеров. Например, Лолита из приказавшего долго жить кабаре-дуэта "Академия" для своей песенки "Маленький, маленький" захотела, чтобы 106-килограммовый В.Третьяк сел ей на колени. А потом, спев один куплет, перевернула "малыша" на живот, ласково похлопала его пониже пояса и спела второй. Такой вот "эффектный" номер.
Не знаю, что заставило великого вратаря участвовать в этой клоунаде. То ли выработанное годами тренировок умение беспрекословно подчиняться указаниям, то ли живущая во многих почтительность к артистам. Во всяком случае, я чувствовал, глядя на лица присутствовавших в зрительном зале, что в своем недоумении, переходящем в оторопь, далеко не одинок..