В СТРАСБУРГЕ НАС УЖЕ СЛЫШАТ И СЛУШАЮТ

Завершилась весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Российская тема была там одной из ключевых. Затрагивались и ситуация в Чечне, и отмена смертной казни, и вопросы политического экстремизма в России, и многое другое.

- Дмитрий Олегович, чего удалось добиться российской делегации в Страсбурге?
- На весенней сессии ПАСЕ были сняты всевозможные требования к России покончить с политическим экстремизмом. Тема политического экстремизма сегодня должна быть обращена в большей мере к европейским странам, а не к Российской Федерации.
Обсуждалось и положение российских СМИ. Наша делегация привела пример ТВ-6. Журналистский коллектив, который вещал на этой частоте, вернулся на свои рабочие места. В тексте резолюции теперь констатирован значительный прогресс, достигнутый Россией по выполнению своих обязательств, вытекающих из членства в Совете Европы.
- Какие вопросы остались нерешенными?
- Это, во-первых, ратификация шестого протокола Европейской конвенции по правам человека об отмене смертной казни. Мы объяснили, что мораторий на применение смертной казни продолжает действовать, но выносить на ратификацию данный вопрос мы не можем - слишком сильны иные настроения в российском обществе. Хотя известна позиция президента, который является убежденным сторонником отмены смертной казни в перспективе, когда российское общество будет более готово к этому.
Во-вторых, судьба хартии языков национальных меньшинств. Происходит давление не только на Россию, но и на значительное число стран, которые не ратифицировали эту хартию, - это и Франция, и Турция, и прибалтийские государства. Это практически половина всех европейских стран. Суть хартии заключается в том, чтобы применять национальный язык в местах компактного проживания населения. У нас уже есть республики, где национальные языки применяются. Но в хартии хотят закрепить право на использование языка не только в той зоне, где компактно проживает национальное меньшинство, но и там, куда оно переселится.
- На этой сессии жестко критиковали Молдавию...
- Дискуссия была очень жесткая. Тон задавали румыны, которые требовали немедленного проведения референдума по властным полномочиям молдавского парламента и президента Молдавии. На наш взгляд, все это не случайно, потому что Молдавия считается самым бедным государством в Европе. Проведение недавно массовых акций и функционирование палаточных городков, организация пикетирования и солидная PR-кампания, которая была организована молдавской оппозицией, все это говорит о явной поддержке извне.
В этой связи румынская делегация была подвергнута очень резкой критике с нашей стороны. Мы потребовали проведения расследования, каким образом тратятся почти четыре с половиной миллиона долларов, которые Румыния ежегодно выделяет Молдавии на поддержку румынской культуры. У нас есть подозрения, что часть этих средств уходит на поддержку оппозиции в стране.
Рассматривался также вопрос о русском языке в Молдавии. Мы сказали, что приход президента Воронина, коммунистической партии, нравится она кому-нибудь или нет, - естественный результат на фоне множества бед и развала государства, которые претерпела Молдавия за последние десять лет. За эту партию голосовали преимущественно молдаване, потому что они прекрасно понимали: введение русского языка в качестве второго государственного - обязательное и необходимое условие для переговоров с приднестровско-молдавской республикой, где русский язык является языком постоянного общения.