Старинный особняк станет главным героем театрального сериала
Верите ли вы в дома с привидениями? Нет? Напрасно – в одной Москве автору этой заметки известны по крайней мере три таких. Третьим недавно стал особняк Поливанова в Денежном переулке, попав в который, можно увидеть ожившие тени с более чем столетней историей – благодаря иммерсивному спектаклю «Дом 19/07».
Понятие «иммерсивный спектакль» только в последние годы стало входить в нашу театральную жизнь. Это представление, в котором зритель постоянно находится на расстоянии вытянутой руки от действующих лиц, перемещается вместе с ними и даже сам исполняет некоторые роли. Обычно для таких постановок выбираются старинные дома с запутанной внутренней планировкой, само путешествие по которым уже воспринимается как интрига. Естественно, и сюжеты напрашиваются с долей мистики. Полтора года назад такой спектакль «Вернувшиеся» по пьесе Ибсена «Привидения» появился в особняке рядом с Зубовской площадью. Год назад оперу Чайковского «Пиковая дама» адаптировали к двухсотлетней дворянской усадьбе на Яузской улице. И вот теперь в Доме поручика А.К.Поливанова 1823 года постройки, что в Денежном переулке близ Арбата, поставлен оригинальный спектакль «Дом 19/07», который показали в минувшие выходные в городской программе «Ночь в театре».
Мы входим в аккуратный деревянный особняк за красивыми воротами. Нас встречают: «Вы на свадьбу?» Выстраивают в прихожей: «Будете осыпать новобрачных лепестками на счастье». Из глубин комнат стремительно шагает взволнованный человек средних лет, ему навстречу – те самые новобрачные, мы, как сказано, сыплем заранее розданными лепестками… Вдруг грозная музыка, затемнение, невеста Варвара исчезает… Снова свет, та же комната, тот же господин, по имени Алексей Дмитриевич, как ни в чем не бывало обсуждает дела с молодым человеком, который собирается жениться на его дочери… Понятно: время «отмотали» назад и показывают нам предысторию женитьбы. Только куда девался душка Евгений, которого мы только что видели об руку с Варей, почему переговоры ведет какой-то суровый Федор?
Появляется новая героиня, Софья, рассказывающая, что живет в этом доме от рождения и знает его таинственную историю.
Водит нас по комнатам и этажам, где встречает загадочного Феликса; некий господин с роковой усмешкой графа Монтекристо показывает нам, какие чудеса можно творить с колодой карт… Алексей Дмитриевич от сцены к сцене выглядит все тоскливее, Софья – все загадочнее: она, оказывается, никогда в жизни не покидала этих старинных стен. И целовать милого Феликса ей нельзя, запретно даже дотрагиваться до него. Отчего?!
К концу разъясняется – когда ретроспекция событий вновь доходит до той самой свадьбы, с которой все начиналось. Правда, полной ясности так и не наступает. Сюжетные лакуны бросаются в глаза: что случилось с Федором, отчего его место занял хитрован Евгений, какое сомнительное дельце довело до разорения и картежного проигрыша Алексея Дмитриевича? Наконец, что значит само название «Дом 19/07»?
Оказывается, мы видели не всю пьесу. Да ее и невозможно за один раз целиком увидеть. В маленьком доме просто нет такого помещения, где комфортно разместились бы 51 человек (столько продается билетов). Публику делят на три группы, выдавая им маски трех цветов – белого, черного и красного. И каждый из трех потоков видит только СВОИ эпизоды. Они намечают общие контуры драмы и время действия – 1907 год (вот откуда цифра в названии, хотя по колориту это скорее тургеневские времена, чем эпоха, когда по Москве уже вовсю бегали трамваи и автомобили). Хотите узнать все перипетии сюжета? Приходите три раза.
Хитрый ход, особенно если учесть, что билеты недешевы. Но организаторы проекта и не скрывают, что он коммерческий. Ведь это они, юрист Наталья Залюбовская, реставратор Олег Цалабенок и другие, взяли в аренду видавший виды особняк, за два столетия сменивший многих владельцев, знававший советский период коммунального жилья, а в 2003 году погоревший. Вложили в него изрядные средства и сейчас продолжают платить государству немалую арендную плату. А как технически сложно обеспечить логистику зрительских потоков, чтобы они нигде в маленьком доме не сталкивались, чтобы не было пауз – уж не говорим об игре, пении (участвуют в основном мюзикловые актеры), наконец самой пьесе, сочиненной современными авторами – драматургом Агатой Вавиловой и композитором Рустимом Бахтияровым…
– Главная цель нашего Общественного регионального фонда социальной и правовой защиты отечественного архитектурного наследия – популяризация памятников архитектуры, – говорит Наталья Валерьевна, президент этого самого фонда. – Решили, что лучший способ – превращение дома в театр, где оживают новым смыслом практически все помещения. И потом – надо зарабатывать на следующий этап проекта – восстановление флигеля.
В самом же доме нам обещают продолжение сериала. Именно так на сайте проекта анонсируются будущие постановки, главным героем которых, как и теперь, станет один из немногих сохранившихся в столице деревянных домов начала XIX века.