Труппа МХТ провела экстренный сбор, но ожидаемого многими монолитного несогласия с назначением Сергея Женовача художественным руководителем театра продемонстрировать не сумела. А потом и вовсе заявила, что никакого несогласия в помине не было.
В соответствии с негласной табелью о рангах, МХТ им. Чехова воспринимается если не первым — как в былые времена — театром страны, то, во всяком случае, колыбелью русского психологического театра. А посему и министерству культуры, и театральному сообществу отнюдь не безразлично, кто взойдёт на капитанский мостик этого корабля и, главное, каким курсом его поведёт.
Для Сергея Женовача, создателя и бессменного худрука «Студии театрального искусства», предложение возглавить МХТ оказалось полной неожиданностью, и на размышление у него был всего день. Трудное решение было принято, приказ министром подписан и...меньше чем через сутки корабль содрогнулся от первого (как хотелось бы верить, что единственного) грозного вала.
Труппу, по всей видимости, попытались расколоть изнутри, воспользовавшись в качестве предлога тем обстоятельством, что с коллективом никто из представителей министерства никаких консультаций не проводил, мнением его не поинтересовались, а ему — коллективу — якобы хотелось, чтобы руководил им кто-то из своих, а не человек, приглашённый со стороны. Однако перед тем как подписать приказ, министр культуры Владимир Мединский провел заседание с участием худруков ведущих театров и ректоров ведущих театральных вузов, на котором интересы труппы представляли нынешний и.о. худрука и директора театра Юрий Кравец и заместитель Табакова Игорь Золотовицкий. Как следует из протокола заседания, никаких возражений с их стороны относительно кандидатуры Сергей Женовача не поступало. Как и просьб в принципе повременить с назначением нового худрука.
Правда, Кравец, докладывая о положении дел во вверенном ему театре, отрапортовал, что все обстоит благополучно — спектакли играются, премьеры готовятся — а значит, нет необходимости в столь срочном порядке рассматривать вопрос о том, кто возглавит коллектив. Трудно поверить в то, что это было сказано на полном серьёзе: каким бы невероятно мощным ни был заряд энергии, заложенный Олегом Табаковым в свой театр, вечных двигателей в природе не существует.
24 марта состоялся экстренный — при закрытых дверях — сбор труппы, на котором было зачитано обращение к президенту с просьбой вмешаться в ситуацию. Вели сбор Юрий Кравец и Игорь Золотовицкий. А текст обращения огласил, по свидетельствам очевидцев, режиссёр Константин Богомолов, тоже, кстати, заместитель художественного руководителя театра (как явствует из раздела «Художественное руководство и дирекция» официального сайта театра). В качестве кандидата на пост худрука был назван Константин Хабенский. Прекрасный актёр действительно пользуется заслуженным уважением в коллективе, но обладает ли он качествами, необходимыми для руководства театром? Да ещё таким сложным организмом, как МХТ — где только труппа (в которой, между прочим, звезда на звезде!) насчитывает больше полутора сотен человек, не считая приглашённых актёров!
Два часа горячих дебатов завершились тем, что послание подписано так и не было. Более того, на следующий день — в воскресенье — в прессе появились сообщения, что труппе-де никто и не предлагал обращаться к президенту с подобной просьбой, никаких альтернативных Женовачу кандидатур не выдвигалось, а внеочередной сбор был созван исключительно для того, чтобы проинформировать труппу о решении, принятом министерством. Что ж, для спасения чести мундира все средства хороши. Как тут не вспомнить классическое «А был ли мальчик?»
По сведениям, которыми мы располагаем, большая часть труппы в назначении Женовача увидела возможность перемен к лучшему. Не секрет, что в последние годы многие прославленные актёры, всю жизнь посвятившие Московскому художественному, оставались не у дел, будучи занятыми в одном-двух спектаклях, идущих не первый год. О новых ролях им оставалось только мечтать, тогда как «варягам», на приглашении которых настаивали режиссёры-постановщики, доставались роли одна заманчивей другой.
Сергей Женовач на сборе не присутствовал, что вполне объяснимо: официально приказ о его назначении вступит в силу только 23 апреля — в первый понедельник после 40-го дня с кончины Олега Павловича Табакова. Между прочим, как раз Женовач для МХТ далеко не варяг: в 2004 году поставил здесь «Белую гвардию», спектакль знаковый для своего времени (дело было аккурат во время так называемой «Оранжевой революции» на Украине). Спектакль этот уже несколько лет как снят с репертуара, но вот что интересно. На сайте театра в разделе «Авторы спектаклей» фамилия Женовача отсутствует, хотя авторы других постановок, которые тоже уже нет в афише, по-прежнему фигурируют. Недосмотр?
Надо отдать должное Сергею Васильевичу: он сохраняет олимпийское спокойствие (никто не знает, чего ему это стоит!) и на провокации (а как еще можно назвать события последних дней?) не поддается. За оставшееся до вступления в силу приказа время он намерен смотреть спектакли и общаться с людьми. Все задуманные еще при Табакове постановки, над которыми работа уже идет, будут выпущены. О каких-то переменах в существующем курсе можно будет говорить не ранее начала нового сезона. Какими они будут, можно с большой долей вероятность предположить, если внимательно проанализировать выступление Женовача на том самом судьбоносном совещании в минкульте: «Есть люди, есть судьбы, здесь нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы раскрыть потенциал тех людей, которые есть в театре, ну а дальше это должно быть развитие. Мы верим в организацию, продолжение и развитие идей Художественно-общедоступного театра».