Двенадцать трагедий за десять дней...
Волна не так давно начавшихся детских суицидов с каждой неделей приобретает все больший размах. Новости об очередном школьнике, покончившем жизнь самоубийством, начинают входить в привычную сетку ежедневных событий, и СМИ не устают трубить о нарастающей опасности. Что необходимо сделать, чтобы не допустить трагедии? Как и чем помочь ребенку, который думает о смерти? Можно ли распознать признаки зарождающегося равнодушия к жизни?
Эпидемия детских самоубийств, захлестнувших в последнее время Россию, принимает все более угрожающие обороты. 21 марта 14-летняя школьница Элина Понамарева выпрыгнула с 10 этажа дома, покончив жизнь самоубийством.
Причиной трагедии могла быть неразделенная любовь. Девушка оставила предсмертную записку, где рассказала о своих чувствах. В этот же день в лесном массиве поселка Бажово города Копейска Челябинской области было обнаружено тело повесившейся 14-летней девочки. Днем ранее, 20 марта, с 17-ого этажа жилого дома сбросилась 14-летняя Юлиана Шехова. Жители близлежащих домов рассказали журналистам, что после самоубийства школьницы подростки, с которыми до этого девочка находилась в квартире, отмечая день рождения, ссорились перед ее телом, обвиняя друг друга в ее смерти. В это же время в Туле сбросился с крыши пятиэтажного дома 16-летний школьник. У мальчика были проблемы в семье, где родители были лишены родительских прав, и вместе с младшим братом воспитывался бабушкой. В этом же городе 16 марта 12-летний мальчик пытался повеситься из-за полученной в школе двойки, но ребенка удалось спасти. Ранее, 13 февраля, в селе Иловка Зырянского района Томской области был обнаружен 18-летний подросток, который повесился в сарае. Мальчик учился в 11 классе, проблемы у него наблюдались только с алгеброй, и он сильно переживал из-за предстоящего ЕГЭ. В телефоне погибшего было обнаружено предсмертное послание родителям, где он указал на неправомерное, по его мнению, поведение двоих учителей.
Это только несколько примеров детских самоубийств, произошедших за последнее время. На самом деле, трагедий было гораздо больше... Что заставляет детей решать, что смерть — лучший выход из любой, даже не особо сложной ситуации?
Интернет играет далеко не последнюю роль в этом деле. Подростки могут регистрироваться в тематических группах на специальных сайтах, где они ищут себе партнера для суицида, общаются, выбирают совместный способ ухода из жизни. На счету одной из таких групп около 20 совместных самоубийств, что не может не доказывать, что эта страшная затея действительно работает. В таких группах есть и те, кто хочет просто поиграть, надеясь, что родные и друзья успеют перехватить и спасти, дети и подростки, которые просто хотят привлечь к себе внимание, не понимая очевидной опасности. Но есть и те, кто действительно разочаровался в жизни. Для них мысль о суициде — это спасительный шаг и способ уйти от боли.
Координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев отмечает, что за последнее время удалось закрыть порядка 20 таких клубов. Однако никто не знает, какова их численность на самом деле.
Русская служба BBC сообщает, что еще в начале февраля уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов говорил об очень тяжелом положении с детскими самоубийствами в России. За помощью он обращался к министру образования Фурсенко и Патриарху Кириллу, считая, что школа обязана проводить разъяснительные беседы с детьми. «Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тыс. детей. Покушений на самоубийство в три-четыре раза больше. Точное число скрывается,» — добавил он. Детям нужно с кем-то советоваться, просить помощи, получать ответы на вопросы...Детям порой просто не к кому обратиться за помощью. Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. При такой тяжелой ситуации 65% школ не имеют в своем штате психологов.
Сергей Белорусов, православный врач-психотерапевт:
— Если говорить о молодежи, то существует одна очень важная причина. Для молодого человека во многом, а для ребенка — так почти всегда — суицид воспринимается не как уход, а как вход во что-то, как разновидность некоего путешествия за грань сознания.
У молодого человека обычно недостаточна сцепка с реальностью, отсутствует здравый смысл, здравое ощущение бытия. И для него грань между фантазией, сказкой и реальностью — хрупка и очень преходяща... И для многих совсем молодых, в силу недостатка простого жизненного опыта и несклонности к рефлексии, то есть самоосознанию, суицид является либо шалостью, либо приключением.
— Суицидент довольно четко озвучивает свое намерение хоть кому-то, хоть одной личности. Обычно если об этом говорится, то говорится довольно определенно. И тут важно понять, что это — ведь это может быть просто кокетство, просто попытка привлечь внимание — как у того мальчишки, который кричал «Волки! Волки!» просто потому, что ему стало скучно.
- Когда мы говорим о молодежи, становление человека осуществляется двумя стратегиями — противопоставлением себя чему-то (как правило, старшему поколению, устаревшим ценностям) и идентификация себя с чем-то, что неприемлемо для взрослого окружения. И вот он попадает в среду, которая позиционирует себя в качестве протеста как не дорожащая жизнью: «Если для вас, стариков, жизнь есть высшая ценность, то для нас она никакая не ценность».
— Одна из задач профилактики суицидов — их деромантизация и внедрение в общественной морали мнения того, что это позорно и безобразно. Есть известная техника лечения суицида, когда описывается результат: «Да, милочка, а ты представь себе, как под тобою лужа мочи и кала растечется». Какая девчонка будет после этого вешаться? «Представь себе, как неаппетитно ты будешь выглядеть кучкой костей с волосами на тротуаре после падения с 14-го этажа! Тебя будет противно соскребать». Иногда именно намеренное возвращение человека к неэстетичности, разоблачение эстетики суицида очень хорошо действует!
Врач-психотерапевт Константин Ольховой:
— Есть общее правило, которое знают все врачи: обращайте внимание на необычное поведение ребенка. Если он себя вел так, и вдруг его поведение меняется, это повод задуматься. Это не значит, что он завтра выпрыгнет в окно, это значит, что что-то изменилось. Это повод с кем-то проконсультироваться либо поговорить с ребенком... Мы стали намного равнодушнее, мы отдаем больше внимания не человеческим ценностям, а вопросам карьеры. Родители считают, что детьми должна заниматься школа, учителя. В итоге детьми не занимается никто, — говорит эксперт. — Вопрос неравнодушия — ключевой вопрос в проблеме детских суицидов.
Зураб Кекелидзе, главный психиатр Минздравсоцразвития:
— Родители должны знать, как их поведение во время беременности женщины отражается на ребенке. Эта просветительская работа должна проводиться не только для женщин, но и для мужчин тоже... Кроме того, в этом возрасте надо говорить с ребенком о ценности человеческой жизни.
Психолог, гештальт-терапевт Благотворительного фонда «Детская Больница» Ирина Лесскис:
— В детстве им [подросткам] не нужно было думать, что делать, а дальше они оказываются наедине с собой: я и мир. И не знают, что им делать с этим миром. Кроме того, может быть и элемент такой жуткой «моды», когда один прыгнул, второй, и у подростков это фиксируется в голове. Но главное — приходит время взрослеть и принимать решения, а подростки оказываются к этому не готовы. И при самых добрых отношениях в семье даже небольшое давление оказывается для ребенка непосильным. Они оказываются не готовы принимать ответственные, самостоятельные решения. И тогда им проще бросить всё и уйти, сказав: это потому, что вы меня ругаете. То есть переложить ответственность за этот свой роковой шаг на другого — на взрослого.