АЛЕКСАНДР МОСТОВОЙ: СРАЗУ ПОСЛЕ ФУТБОЛА

Во Франции лет десять назад Александра Мостового сравнивали с легендарным Мишелем Платини. А в Испании, точнее, в баскском Виго, благодарные болельщики "Сельты" еще три года назад собирали деньги на его прижизненный памятник. В России память о Мостовом оказалась неожиданно короткой.

Как сейчас помню тот день - 14 июня 2004 года. Чемпионат Европы, проходивший в Португалии, уже набрал обороты.
- Забудьте фамилию Мостовой! - прозвучало в тот день в трубке, когда я позвонил Александру, чтобы узнать подробности скандала в сборной России. Такие слова футболиста, всегда готового к откровенному общению с журналистами, могли означать только одно - в главной команде страны его больше не будет.
"Жаль, что тренер верит не мне, а испанским журналистам, - заявил тогда Мостовой. - Не считаю, что в интервью с ними я сказал что-то, способное задеть нашу команду и ее штаб". На следующее утро по распоряжению главного тренера российской команды Георгия Ярцева 35-летний Александр собрал вещи и покинул сборную, в которой за 15 лет сыграл 65 матчей.
Потом были краткосрочный контракт с "Алавесом" из второго испанского дивизиона, приглашали играть в Катар, выступление за сборную России по пляжному футболу. Но все уже стало ясно: в большой футбол Мостовой никогда уже не вернется.
Он не замыкается в себе, на звонки отвечает охотно, от интервью не отказывается. Только слова подбирает чуть медленнее.
- Жизнь с уходом из футбола не заканчивается, - говорит Александр. - Хотя нужно время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам. Без футбола я все равно себя не мыслю. С пяти лет им занимаюсь. Может, стану тренером - все-таки диплом Института физкультуры в Малаховке защитил, еще играя в российском чемпионате. Правда, сейчас, чтобы получить профессиональную тренерскую категорию, нужно еще экзамены сдавать. Да и не в них даже дело. Мне нужен какой-то толчок - без него в новой среде очень сложно освоиться.
Но еще сложнее для Мостового привыкнуть к московской суете. В маленьком испанском городке куда ему было спешить? За 10 минут доберешься в любой конец. И никаких пробок. А в столице... Ну, это и так все знают.
Правда, к услугам спасительного метро он обращаться все равно не рискует - отвык, последний раз пользовался им еще в 91-м, незадолго до своего первого отъезда за границу. Ну, и еще однажды спустился в подземку лет пять назад: российские журналисты попросили там сфотографироваться.
Оседать в более спокойной Испании Мостовой не намерен, хотя давно уже получил там подданство. Однако летает на Пиренеи регулярно. Ведь там остался и дом в Марбелье, и бизнес с испанскими друзьями, и двое детей, в которых души не чает. После нелегкого развода с женой - француженкой Стефани - он регулярно видится с сыном и дочерью. Разумеется, уже приобщил их к спорту.
- Вот только вчера с сыном Сашей созванивались, - говорит Александр Мостовой-старший. - Сашина команда в последнем матче на первенство провинции выиграла - 4:0, а сам он хет-трик сделал! Правда, это еще детский футбол "семь на семь" - в него в Испании играют ребята младше 12 лет. Ну а шестилетняя дочь Эмма увлеклась теннисом.
Мостового, кстати, тоже часто можно увидеть на корте. В конце прошлого года он даже сразился с Юрием Семиным, только-только расставшимся со сборной России и приехавшим отдыхать в Марбелье. Победил тогда Александр.
О прощальном матче Мостовой задумывался пару лет назад, еще играя за "Сельту". Но тогда в испанском клубе разразился финансовый кризис, пришлось даже с ним судиться из-за неуплаты по контракту. И хотя с его болельщиками, да и с руководством, взаимопонимание сохранилось, но раз такие были тяжбы - какие уж тут проводы? Ну а в России после того печального эпизода на последнем чемпионате Европы на эту тему и вовсе никто не заикался.
- Конечно, каждый футболист мечтает о прощальном матче. А после того случая на Евро-2004 финал моей карьеры получился скомканным. Но я по-прежнему не считаю, что сделал что-то неправильно. Да, поговорил с испанскими журналистами, прокомментировал матч. Но Ярцев вполне мог все это обсудить внутри команды, и никакого скандала не было бы. Последнее слово всегда остается за тренером... Обид в любом случае ни на кого не держу. И с Ярцевым я готов встретиться, по-хорошему поговорить. Что было, то было.
А еще после той истории я убедился в том, как в жизни все переплетено. И если человек задевает словами или делами кого-то, то это к нему вернется бумерангом. Вот и драматичные события в главном тренерском штабе Георгия Ярцева во время отборочного турнира чемпионата мира 2006 года, которые привели к отставке тренера, - тому пример. Ну ладно, закроем эту тему. Навсегда.
Через два дня после нашего разговора Мостовой вновь улетал в Испанию. Вроде бы ненадолго. И все у него там складывается как-то стабильно. И правильнее, что ли. Дети растут, бизнес в порядке, да и "Сельта" начала долги возвращать. В России о нем, по-моему, уже не вспоминают. А жаль! Ведь это Мостовой. Александр Мостовой. Понимаете?