Удел прочих - пылить по горным чеченским или дагестанским дорогам на броне латаных-перелатаных БТР-80 и БМП-2, на которых катались по советским полигонам еще их отцы, а то и деды. Или, подложив под задницу бронежилет на случай снайперского выстрела с земли, лететь, куда прикажут, в дребезжащем брюхе Ми-8. И лучше не вспоминать, сколько раз вынужденно, уповая лишь на Господа и на мастерство авиамехаников, продлевали этому "воздушному рабочему войны" давно выбитый моторесурс. Но нельзя же не задаваться при этом вполне естественным вопросом: где же, скажем, наши хваленые Ка-50 грозно названные "Черными акулами"? Где Ка-52 с не менее воинственным именем "Аллигатор"? Почему не видно их в чеченском небе?
Говорят, во время боевых действий в горах "Черным акулам" и "Аллигаторам" с бронированными кабинами нет равных. Несколько лет назад мы на международных тендерах пытались убедить в этом турок и южнокорейцев. Они нам не поверили и "Акул" не купили. Наверное, сказались происки заокеанских конкурентов. Но главное - нет убедительного ответа на вполне естественный вопрос: если ваши вертолеты огневой поддержки действительно так хороши, отчего бы России не продемонстрировать это во время боевых действий в Чечне? В ответ - молчание.
Пару лет назад тот же наивный вопрос я задал одному из руководителей российской армейской авиации. Генерал тоже спросил:
- Вы думаете, я идиот? Мне что, доставляет удовольствие посылать своих людей в бой на старых машинах? Да, есть у нас полтора десятка вертолетов Ка-50 в Центре боевого применения в Торжке. Если бы они не были столь "сырыми" в техническом отношении, давно бы уже воевали. А если пушку "клинит" на десятом выстреле - как лететь?
Дальше я все знал и без генерала. Довести вертолеты до ума - деньги нужны. Те, которых вечно ни на что в армии не хватает. Как не хватает, видимо, и для доводки и массовой поставки в войска других боевых машин. К примеру, на днях министр обороны РФ Сергей Иванов как о большой победе рапортовал стране о намерении до 2010 года закупить у Новосибирского авиационного производственного объединения имени Чкалова полк только что принятых на вооружение фронтовых бомбардировщиков Су-34. Умолчим о том, что в чеченском небе их, поднятых в небо аж в декабре 1993 года, почему-то тоже никто не видел. И, скорее всего, не увидит. Потому что два десятка новых самолетов за 4 года - это ж капля в море, о которой как-то неудобно и дискутировать, если всерьез вести речь о перевооружении армии.
К чему это ведет? Об этом в военно-транспортном самолете, летевшем из Адлера на подмосковный аэродром "Чкаловский" рассказывал мне подполковник-вертолетчик, летчик-снайпер, откомандированный на Кавказ все из того же Центра боевого применения в Торжке. Летал он в Чечне на единственном в тех краях нашем боевом вертолете, оснащенном тепловизором, способным в кромешной тьме разглядеть хоть машину, хоть человека. За что и прозван был подполковник "ночным охотником". По идее, со своим тепловизором Шамиля Басаева он давно бы уже обнаружил и уничтожил. Потому что бандитам в горах в холодную пору без костров не выжить. А если даже развести огонь в пещере - "ночной охотник" все равно засечет дым. Подполковник и видел костры террористов почти каждую ночь. А жив Басаев и его подельники лишь потому, что вертолет такой у нас в Чечне всего один. Заслышав шум двигателей в ночном небе, террористы разбегаются от костра и накрываются специальными накидками, поглощающими тепло. И становятся невидимыми для "ночного охотника". Вот если бы, сетовал мой собеседник, вертолетов с тепловизорами было б у нас хотя бы десяток - никаких накидок бандитам не хватило бы.