ДЕВИЧИЙ ОСТРОВ

Осчастливить всех обездоленных не удавалось еще никому. И вряд ли удастся, потому что есть вечная категория людей, которые не противятся жизненным обстоятельствам, не борятся с трудностями, а опускаются в нищету. Таких жалко. Но если они, к примеру, ждут детских пособий, чтобы их тут же пропить, - это уже преступление. На защиту детства в таких случаях должно встать государство. Оно и становится, но чаще всего как-то по-казенному. Между тем вал беспризорности, безотцовщины навалился на Россию как после войны. Убогие приюты и интернаты, детские дома и спецприемники переполнены. Родившихся детей непутевые матери бросают прямо в роддомах...

Сегодня только в Кузбассе в различных детских учреждениях находится почти 7,5 тысячи сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Пять лет назад по прямому указанию губернатора Кемеровской области Амана Тулеева была развернута борьба с беспризорностью по специальной программе.
...На живописном берегу Томи в сосновом бору недалеко от Кемерова расположено уникальное учебное заведение - женская гимназия-интернат. По всей стране женских гимназий уже более трех десятков. Но в большинстве случаев это некие элитные женские учреждения, основанные на платном обучении. Это, конечно, тоже хорошо. Однако суть кузбасской идеи иная. Тулеев со своей командой поставил задачу сфокусировать внимание на сиротах, дать хорошее образование именно им, а также детям из малообеспеченных, многодетных семей.
Для способных мальчишек в Кузбассе стали создавать кадетские корпуса, а вот для девочек открыли гимназию. И везде, во всех губернаторских учебных заведениях обучение ведется бесплатно, в большей степени за счет бюджета области.
В гимназию со всей области, в том числе из сельской глубинки, собирают девушек, окончивших 9 классов, чтобы здесь они смогли завершить учебу в 10-11-х классах и уже подготовленными поступать в колледжи или вузы.
Конечно, гимназия принять всех желающих не может. Больше шансов сюда попасть у девчонок, которые хорошо учатся и имеют какие-либо способности: петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, что-то мастерить.
С первого дня открытия гимназией руководит опытный педагог Валентина Шубина.
- Мы существуем уже четвертый год, - рассказывает Валентина Викторовна, - сейчас у нас обучается 181 девочка. Среди них 69 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальные - из малообеспеченных и многодетных семей.
Кроме обычного учебного плана, есть программа дополнительного образования. И это очень важно. У детей появилась возможность заниматься хореографией, аэробикой, бальными танцами, петь в хоре или индивидуальным вокалом, играть на музыкальных инструментах. Девчонки также с удовольствием работают в дизайн-студии, создали свой театр моды, занимаются журналистикой, есть для детей и кабинет различных технологий, где они учатся шить, вязать.
Жизнь женской гимназии бурлит и не замыкается в учебных и спальных корпусах. Девчонки часто "выходят в свет". Воспитанниц гимназии хорошо знают работники театров и музеев областного центра. Ни одно значимое мероприятие, будь то премьера спектакля либо художественная выставка, не обходится без гимназисток.
И все это предусмотрено учебным процессом. Духовное содержание жизни гимназии находится также под патронажем коллектива Кемеровского государственного университета культуры и искусств. С детьми занимаются преподаватели этого университета.
Учащиеся получают в гимназии и первые юридические знания: изучают свои права, узнают, как и где можно ими пользоваться, как, например, добиваться получения своих льгот.
Частыми гостями гимназии являются подтянутые и галантные мальчишки из губернаторских кадетских корпусов: радиоэлектроники, МЧС, милиции, железнодорожного. Традиции такой дружбы идут с первых лет создания губернаторских заведений. Совместные балы, спортивные соревнования, праздничные встречи. Зарождаются здесь и трепетные, чистые, светлые отношения молодых людей.
- Нынче весной в гимназии будет второй выпуск, - продолжает рассказ Валентина Шубина, - от нас воспитанницы выходят не просто с аттестатом зрелости, но и с "сундучком приданого". В это понятие вложено многое: умение войти во взрослую жизнь, навыки самостоятельности. Наши девочки готовы к решению бытовых проблем. Знают, как себя вести с людьми, как строить свою учебу и человеческие отношения в коллективе. Побеспокоились мы и о "материальном приданом" - не позволяем девочкам тратить те деньги, которые они получают как пенсию при потере кормильца. Не разрешается использовать и деньги с накопительных счетов, на которые, по решению губернатора, сиротам ежемесячно перечисляется по сто рублей. Эти деньги копятся для решения будущих серьезных жизненных проблем, когда дети станут совершеннолетними. Копилки растут и не тратятся.
О качестве подготовки гимназисток говорят результаты первого выпуска. Шесть девушек получили серебряные медали.
А вот картинка одной девичьей судьбы. Женечка Чайкина - танцевальная дива гимназии. Из рук губернатора она получила серебряную медаль за хорошую учебу в гимназии, поступила в университет культуры. Сегодня она учится на социального педагога.
- Приехала Чайкина из Прокопьевска в 2001 году, - рассказывает Валентина Викторовна, - у нее была мама. Но за полтора года учебы мать к дочери не приезжала ни разу. В конце концов за счет гимназии организовали Жене поездку домой. А мать ее не узнала, так... запилась. Через полгода она умерла. Женя стала сиротой. Мы оформили для Жени все необходимые документы, она стала получать льготы, соответствующие статусу сироты.
К сожалению, так удается помогать далеко не всем детям. Многие из них сироты при живых родителях, они не имеют статуса сироты. По законодательству государство не может назначать таким детям льготы. Эти ребятишки обделены более других. Статус сироты может дать только суд. Бывают ситуации, когда мы знаем, что мать у ребенка умерла, а отец в тюрьме. В таких случаях стараемся, чтобы ребенок получил статус сироты. Добиваемся лишения родительских прав отца. Если такой отец и хотел бы уделять внимание ребенку, он все равно не сумеет дать ему нужное воспитание и образование. А мы делаем так, что даже после окончания гимназии выпускницы получают материальную поддержку от государства для получения профессионального образования.
Подобной гимназии, где бы было собрано столько девочек-сирот, нет больше в России нигде. Конечно, содержание такого учебного заведения обходится областному бюджету очень дорого. Содержание одной воспитанницы в год составляет 133 тысячи рублей. Питание ее стоит 70-75 рублей в день. Да и одеваем гимназисток, конечно, не от Кардена, но достаточно модно.
Иногда подумаешь: сколько же надо создать таких гимназий, чтобы решать социальные проблемы детства! Одними гимназиями проблему, конечно, не решить - в Кузбассе уже создана целая сеть различных губернаторских учебных заведений от училищ до кадетских корпусов. Сегодня их восемь, в них обучаются полторы тысячи детей. А всего в Кузбассе 7400 сирот, которым повезло меньше, чем кадетам и гимназисткам.
Вот почему мы гимназию назвали "островом". Да, это остров - в море проблем защиты детства. И это здорово, что такие острова все-таки появляются.
Беспокоит другое: что это у нас за власть такая, что позволяет олигархам покупать за рубежом футбольные клубы и в то же время своей налоговой политикой не поощряет благотворительность, не защищает сирот, которых сама и породила?