- Тамара, детский ансамбль "Мзиури" многие хорошо помнят по сей день. Но насколько знаю, ваша музыкальная биография началась до того, как вы стали его солисткой.
- Да, мама говорит, что я пою с восьми месяцев. Она первой заметила мою музыкальность и стала ее развивать.
- Кто был для вас образцом на раннем этапе карьеры?
- Многие. Сразу приходят в голову имена Нани Брегвадзе, Муслима Магомаева, Юрия Гуляева. В этом же ряду ансамбль "Орэра"...
- То есть вы с самого начала были приобщены к русскоязычной песне?
- Совершенно верно. Тбилиси - город многонациональный. Для меня русский и грузинский с детства шли наравне. Давно живу в Москве, но с Грузией связи не теряю: от корней не уйдешь.
- Оказал ли на вас влияние русский городской романс, издавна популярный в Тбилиси?
- Несомненно. Мама, по профессии, кстати, преподаватель русского языка и литературы, говорит, что еще в раннем детстве я пела "Только раз бывает в жизни встреча...", не понимая слов, а просто заучив их... Конечно, только романсами мои интересы никогда не ограничивались. Например, знаменитый детский композитор Мэри Давиташвили написала для меня несколько песен, когда я еще училась в музыкальной школе. С ними я, как бы теперь сказали, "засветилась" на местном телевидении. И там же выступал незадолго до того созданный "Мзиури". Его руководители как раз подбирали девочек с вокальными данными, и я подошла им. Помню, сначала мне в ансамбле не понравилось.
- Почему?
- О, десятилетняя Тамрико считала себя серьезной певицей! Раз уж для меня писали песни, раз я пела сочинения Кабалевского... А тут - какая-то эстрада! Но потом безумно влюбилась в эту самую эстраду, привыкла к бесконечной череде репетиций, гастролей...
- У вас два высших музыкальных образования?
- Да, я окончила Тбилисскую консерваторию сначала как пианистка, потом как композитор.
- Любимейшие среди композиторов-классиков?
- Бах, Шопен, Верди, Рахманинов, Скрябин... и многие другие.
- Почему же при столь основательной подготовке вы все-таки выбрали эстраду?
- Кто вам сказал, что я выбрала раз и навсегда? Настоящий музыкант должен уметь все. Я и сама не знаю, что буду делать завтра, - а вдруг запою камерную музыку? В вашем вопросе проскользнуло снисходительное отношение к эстраде. Должна вам возразить: легкая музыка вовсе не легка для тех, кто занимается ею всерьез. Недаром говорят: классический джаз, классический рок-н-ролл. Смею думать, я работаю в том жанре, который пройдет испытание временем.
- Уже никого не удивляет, что наша эстрада перешла на "семейный подряд", когда, скажем, муж - продюсер своей жены-артистки...
- Нет, у нас не так: мой супруг - кардиохирург, и, говорят, очень хороший. Он поддерживает меня морально. А недавно подарил на день рождения прекрасный белый рояль, о котором я давно мечтала.
- О вашей семье вообще как-то мало известно...
- Семья как семья. У нас сын Сандро, ему 16 лет.
- Музыкой занимается?
- Уже нет. Называет себя культурным слушателем. Сейчас он на перепутье между юриспруденцией и режиссурой.
- Случались в вашей концертной жизни провалы?
- Откровенных провалов не помню. Бывали выступления средние. По состоянию здоровья или когда мчишься в зал прямо с самолета. Иногда я недовольна собой, но публика этого не замечает.
- Фонограмму используете?
- Только при технической необходимости, в каких-нибудь павильонных съемках. На концертах всегда пою "живьем". Петь под "фанеру" - это все равно что пригласить на дегустацию вина и показать пустую бутылку.
- Ваша новая программа называется "Музыка без границ". Космополитизм в вашей натуре?
- Не без этого. Люди воздвигли слишком много барьеров. Сколько вражды, крови, в том числе и в Грузии. Пусть хоть музыка объединяет людей. В общем, я решила укреплять дружбу народов своими собственными силами. Вернее, это получилось само собой. Я обнаружила, что в моем коллективе работают люди восьми национальностей. Каждый влился в общий ансамбль, привнес свою интонацию - русскую, армянскую...
- За рубежом выступаете перед русскоязычной диаспорой?
- Не только. Если выступаю, допустим, в Нью-Йорке, спою на английском две песни и примерно по столько же - на французском, русском, грузинском, испанском, итальянском, иврите... Что до публики, то она такая же пестрая.
- А какими европейскими языками вы владеете в повседневной жизни?
- Французским и английским. На них говорю, например, с композитором Мишелем Леграном.
- Можно подробнее о вашем сотрудничестве с Леграном: с чего началось?
- В девяносто втором году я работала по контракту в Париже. Мой агент послал Леграну кассету, где было записано мое выступление в Сопоте и некоторые другие песни. Видимо, ему это пришлось по вкусу - в тот же вечер он нам позвонил. Пригласил в свой замок под Парижем. В конечном итоге это вылилось в большое партнерство. Были написаны песни для меня. Мы вместе давали концерты - он аккомпанировал, я пела. Это было и в "Олимпии", и в "Карнеги-холле", и на киевской эстраде.
- А что за человек Легран?
- В двух словах - это большой гениальный ребенок. Суров ли он? Безусловно, с оркестрантами - да, когда требует от них идеального звучания. Но я не ощущала с его стороны никакого диктата. Правда, я не была его подопечной - у нас сложились равные, партнерские, отношения. Их даже можно назвать приятельскими. Мы могли сидеть в нью-йорском ресторане, есть борщ и говорить о лошадях, которыми увлечена его дочь.
- Ваше партнерство продолжается?
- Его компания хочет организовать со мной несколько концертов в Европе, в том числе один в Германии, с симфоническим оркестром.
- К вашему предыдущему диску "Посвящение Женщине" вы сами написали музыку. Почему выбрали стихи Цветаевой?
- Стихов не пишу. Надо ли объяснять, почему обратилась к Цветаевой? Эти стихи как нельзя лучше раскрывают женскую душу. Я считаю, что созрела для того, чтобы "замахнуться" на поэзию такого уровня. Но, кстати, у меня есть и чисто инструментальная музыка.
- А как относитесь к тому, что сделала Пугачева со стихотворением Пастернака "Свеча горела"?
- Думаю, в этом, как и в других своих замыслах, она предстала человеком смелым, нестандартным и... не всеми понятым. В искусстве такое случается: снимают, допустим, малобюджетный фильм, а потом оказывается, что это шедевр. Чего-то подобного добивается и Пугачева, неся с помощью песни классическую поэзию в массы.
- По-моему, по такой красивой, артистичной женщине, как вы, должно просто плакать кино.
- Спасибо за комплимент. В кино я действительно до сих пор не снималась. Хотя предлагали даже писать сценарий "на меня". Возможно, я слишком высокого мнения о своих актерских способностях, но и тут хочется чего-то серьезного, значительного. А наше кино сейчас в большом кризисе, снимают почти сплошь сериалы... Я никогда не забуду своей встречи с Сергеем Параджановым. Гениальный человек и при этом невероятно простой в общении. Вот у него бы сыграла хоть в эпизоде. Но, увы, его уже нет...
- Вы когда-нибудь шли против совести?
- Так сразу не вспомнишь - видно, больших подлостей я все-таки не делала. На компромиссы шла, хотя чту тех, кто до них не опускается, а верен себе до конца. Я понимаю, почему вы спрашиваете о совести: сейчас в шоу-бизнесе слишком много непорядочных, случайных людей. Некоторые из них, по внешним признакам, даже весьма успешны. Иной раз самой себя жалко: тебя тут одолевают творческие муки, сомнения, а другой ничем таким не обеспокоен и процветает. Но это процветание зыбкое, временное.
- С кем дружите по жизни?
- Имена моих друзей вам ничего не скажут, они не из "звездной" среды.
- А Легран?
- Тут совсем другое - это старшее поколение. С Нани Брегвадзе мы тоже в очень хороших отношениях, но она моя наставница, и эпитет "подруга" тут неприличен.
- Наверняка у восточной женщины есть экзотическое хобби...
- Не знаю, насколько экзотическое. Я коллекционирую веера. У меня их не так уж много, меньше сотни, но есть очень интересные. Из каждой страны я привожу веер.
- А спортивные увлечения? У "звезд" в моде большой теннис, подводная охота, автомобильные гонки...
- Нет-нет. В теннис не играю, на машинах не гоняю. Разве что езжу на велосипеде. Особенно приятны такие прогулки в парижских предместьях.
- Ваша самая несбыточная мечта?
- Однажды в Италии я видела, как Федерико Феллини снимал клип. Немногие знают, что он и этим занимался. Я бы хотела, чтоб великий режиссер сделал хотя бы один клип для меня. К сожалению, и его, как Параджанова, уже нет. Гении приходят в свет нечасто...