"Кто он, Владимир Путин?" После его победы на выборах этот вопрос уже не актуален. Другой
"Кто он, Владимир Путин?" После его победы на выборах этот вопрос уже не актуален. Другой вопрос с настойчивостью встает на повестку дня: "Как использует Путин мандат, полученный от россиян?" Прежде чем делать набросок ответа, стоит извлечь несколько уроков из выборов 26 марта.
Первый из них заключается в том, что демократия в России существует. Со времен избрания в 1993 году Думы, которая заменила разогнанный силой парламент, российский электорат последовательно доказывал в ходе различных выборов свою привязанность к демократическим институтам и способность делать независимый выбор. На этот раз некоторые сомневались, что в выборах примут участие 50 процентов избирателей: их оказалось более 65 процентов.
То, что новый президент был избран 52 процентами избирателей, не является ли свидетельством политической зрелости общества, в котором еще 10 лет тому назад навязанный сверху кандидат получал 99 процентов голосов?
Другой урок. Русские проголосовали за человека, который заявил о желании вернуть достоинство стране, но при этом речь не идет об агрессивном национализме. Но, пожалуй, самый главный вывод, который можно сделать после недавних выборов, заключается в том, что, несмотря на материальные и моральные тяготы большой части российского общества, была перечеркнута перспектива возвращения коммунизма. В 1996 году дуэль Ельцин - Зюганов могла завершиться победой последнего и восстановлением коммунистического режима. В марте 2000-го были подтверждены итоги прошлогодних парламентских выборов: да, компартия притягивает к себе примерно 30 процентов избирателей (их было 40 в 1996 году), но ее откат по сравнению с выборами 1995 и 1996 годов очевиден.
Почти две трети россиян намерены строить свое будущее, порвав с коммунизмом, - и это независимо от той цены, которую в плане материальных трудностей приходится платить.
Приоритеты Владимира Путина пока еще не расшифрованы в подробной программе. И тем не менее есть достаточно признаков и сигналов, по которым можно предугадать некоторые направления его курса. Здесь стоит вспомнить о заявлении, которое Путин сделал несколько недель тому назад. Путин напрямую заявил, что отставание России настолько велико, что потребуется по меньшей мере поколение, чтобы догнать, нет, не самые индустриально развитые страны мира, а те, что в планетарной табели о рангах идут за ними следом.
Русские, которым надоели начиная с 1917 года обещания лучезарного будущего, приняли этот правдивый язык.
Необходимым условием, приоритетом, без которого не добиться желаемого результата, Владимир Путин назвал необходимость построения государства. Оно сейчас не просматривается на политическом ландшафте России, его заменили региональные власти и мафиозные олигархи. Без государства не будет ни закона, ни возможности искоренить коррупцию, которая подрывает любые шансы на экономическое реформирование, ни порядка, обеспечивающего безопасность граждан и имущества. Без государства Россия не сможет существовать, а будет обречена на сепаратизм и несостоятельность на международной арене.
Российское общество восприняло эту речь и именно поэтому выдало мандат Владимиру Путину. Государство президент намеревается восстановить с помощью "диктатуры закона". Это не всегда понимают за пределами России, где делают акцент на слове "диктатура". Но для русских главное слово -"закон", и они прекрасно знают, сколько сил и воли потребуется для того, чтобы он воцарился в стране, где издавна традиции законности не были сильны.
Путин был избран для того, чтобы построить государство, которое сможет вытащить Россию из отсталости, а гражданам - обеспечить безопасность. Но мандат ему выдан с условиями. Российское общество начеку и не допустит, чтобы эти приоритеты оказались в долгом ящике. Путин должен будет считаться с избирателями, как любой другой президент, избранный путем всеобщего голосования.