После того как Россию лишили права голоса в ПАСЕ, спикер Госдумы Сергей Нарышкин предупредил, что РФ может покинуть и Ассамблею, и Совет Европы
Россию лишили права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предупреждал: в случае продления санкций, которые были введены в апреле 2014 года из-за ситуации на Украине, Россия покинет ПАСЕ. А в будущем может вообще выйти из Совета Европы. Насколько болезненным будет развод РФ с этой европейской организацией и состоится ли он вообще, пытался выяснить в Страсбурге корреспондент «Труда».
Атмосфера густела еще на подступах к Дворцу Европы, где заседают парламентарии ПАСЕ. Крайне возбужденная «группа поддержки» с украинскими флагами устроила здесь мини-Майдан. Хором клеймили Россию, облили красной краской Геннадия Зюганова. Товарищи по партии пиджак Геннадию Андреевичу оттерли, но осадок остался. Как сказал лидер коммунистов, сегодня они облили краской, а завтра плеснут кислотой. И в это, увы, приходится верить.
Эта сессия ПАСЕ — самая трудная для российской делегации за все 19 лет ее пребывания в Парламентской ассамблее. Разного рода санкции применялись к нашей делегации и раньше, но впервые вопрос был поставлен жестко: быть или не быть России в ПАСЕ? Ребром его поставили наши делегаты. Логика понятна. С одной стороны, Россия является одним из главных доноров Совета Европы (ее взнос — более 20 млн евро), с другой — уже почти год не имеет права голоса. Так какой смысл накрывать стол для банкета, на который вас не приглашают? Прибывший в Страсбург спикер Госдумы Сергей Нарышкин изложил два сценария развития событий: либо России возвращают право голоса, либо она выходит из ПАСЕ, а в дальнейшем может приостановить членство и в Совете Европы, прекратив финансирование этой организации.
В ответ раздалось: Россия нас шантажирует. Предварительные подсчеты показывали: число парламентариев ПАСЕ, которые выступали за лишение России права голоса (прежде всего — из Польши, Грузии, стран Балтии и Великобритании), и тех, кто настаивал на возвращении российской делегации полномочий, пусть и в урезанном виде (парламентарии Австрии, Германии, Франции), было приблизительно одинаковым. Были и те, кто еще не определился с позицией.
Дипломатия — искусство возможного. Иногда и просто торг. В кулуарах Дворца Европы упорно ходили слухи, что Россия готова отпустить украинскую летчицу Надежду Савченко в обмен на возвращение права голоса в ПАСЕ. Когда украинские журналисты прямо спросили об этом Сергея Нарышкина, тот он ответил кратко: «Торг здесь неуместен». Однако ко дню голосования по вопросу полномочий нашей делегации категоричность подтаяла. Алексей Пушков заявил, что российские парламентарии прислушаются к просьбам членов ПАСЕ и примут участие в судьбе Савченко, если, конечно, останутся в Ассамблее.
Подковерная баталия проявлялась так: то комитет по мониторингу принимает с перевесом в 2 голоса проект резолюции с рекомендацией членам ПАСЕ вернуть право голоса России. То на другой день с перевесом в 1 (один) голос тот же комитет оглашает ровно противоположное решение. Но при всем накале страстей создавалось ощущение, что в ПАСЕ никто до конца не верил, что Россия покинет организацию. Вот что заявил «Труду» генсек Совета Европы Турбьерн ЯГЛАНД: «Я не могу представить себе, что такое может произойти. Я даже не думаю, что Россия действительно рассматривает подобный вариант».
Дискуссия носила крайне эмоциональный характер. Одни называли нашу страну агрессором и требовали немедленно исключить Россию из всех организаций Совета Европы. Другие же напоминали: ПАСЕ — это форум для общения и дискуссий, а не для разжигания розни. После трехчасовых дебатов из крайне полярных мнений попытались слепить компромиссный вариант: лишить нашу делегацию права голоса на три месяца, до следующей сессии ПАСЕ в конце апреля. А там вернуться к вопросу. Буквально через минуту после «соломонова» решения Алексей Пушков сделал заявление перед журналистами: российская делегация покидает Ассамблею до конца 2015 года. Тогда же будет принято решение и о членстве России в Совете Европы. «Наша позиция состоит в том, что мы не собираемся выпрашивать полномочия», — подчеркнул Пушков.
Если верить опросам, 73% российских граждан — за выход России из ПАСЕ. Аргументы хорошо известны. Негоже выступать в роли мальчика для битья, да еще платить за это удовольствие. Однако есть нюансы. Во-первых, Совет Европы без наших денег проживет. Во-вторых, вход сюда стоил рубль, а выход — два. Вступая, Россия подписала ряд договоров и соглашений. Выход из них — процедура длительная, на два-три года. Обрубить концы? Но это путь к жесточайшей самоизоляции. Еще один довод против ухода России из ПАСЕ, который не раз повторял член нашей делегации Леонид Слуцкий: нельзя оставлять площадку нашим оппонентам.
По мнению аналитиков, «бракоразводный процесс» между Россией и ЕС может оказаться делом столь невыгодным для обеих сторон, что в конце 2015 года его вполне могут отложить по обоюдному согласию.