В открытии памятника самым знаменитым студентам советского кино приняла участие актриса Наталья Селезнева, сыгравшая Лидочку
Обычай ставить памятники киногероям в нашей стране появился совсем недавно, и первыми в этом ряду оказались персонажи народных комедий Гайдая. Шурик и Лидочка из «Операции «Ы»...» даже удостоились этой чести дважды: один их скульптурный дуэт украшает центр Краснодара, другой, менее известный, с недавних пор находится у входа в Московский институт экономики.
Район метро «Текстильщики» не отличается обилием достопримечательностей. Тем удивительнее встретить, прогуливаясь между серо-коричневыми пятиэтажками на улице Артюхиной, знаменитую парочку, поглощенную чтением конспекта. Бронзовые Шурик и Лидочка появились здесь стараниями руководства Московского экономического института.
Оказывается, ректорат решил установить скульптурную композицию в честь студентов. Сперва за основу взяли собирательный образ.
«Мы долго бились над рисунком, — рассказывает декан факультета дизайна Анна Соловьева, — но оказалось, типичный современный студент или студентка — высокие и худые, а это плохо смотрится. И тут вспомнили о «вечных студентах» Шурике и Лидочке! Мы поняли, что эти народные герои будут вдохновлять наших ребят на отличную учебу».
На отрисовку эскиза силами факультета дизайна ушло около трех месяцев, затем Иван Балашов, также преподаватель вуза, отлил фигуры в бронзе в бывших мастерских Вучетича. У студентов уже появился ритуал: потереться зачетной книжкой о бронзовую зачетку, что в кармане Шурика.
«Все время с ними кто-то фотографируется, даже в темноте со вспышкой, — улыбается охранник института. — Вот и я попросил друга на телефон меня снять, чтобы показать своей девушке, она тоже студентка».
Торжественное открытие памятника прошло в Татьянин день, 25 января. Пригласили исполнительницу роли Лидочки Наталью Селезневу.
«Наталья Викторовна радостно удивилась тому, что молодежь до сих пор любит этот фильм», — сказал сотрудник института Алексей Завалов.
Актриса вспомнила, как в одной из сцен ей пришлось снять с себя платье. Сцена с точки зрения тогдашней цензуры рискованная, но Гайдай ловко вышел из ситуации: «Он вдруг сказал мне, что фигура у меня не очень. Я рассердилась: ах так?! И скинула с себя платье, оставшись в одном купальнике, чтобы продемонстрировать, что все у меня нормально». Получилось настолько естественно, что цензоры не решились тронуть этот эпизод».