Детройт российского розлива

В 2012 году жители России купили 2 млн 935 тысяч автомобилей, из них 1 млн 320 тысяч - российские иномарки

Прогнозы скептиков, предсказывающих накат новой волны экономического кризиса, не помешали россиянам приобрести в минувшем году рекордное количество новых легковых автомобилей — 2 млн 935 тысяч. Причем примерно 2 млн выпущено на наших заводах. А 1 млн 320 тысяч из них — так называемые российские иномарки.

Сегодня можно смело констатировать: на территории Российской Федерации уже имеется новая, достаточно современная автомобильная промышленность. Она еще не совсем «промышленная» и не очень «российская», ибо пока состоит преимущественно из сборочных линий иностранных брендов: General Motors, Renault-Nissan, Toyota, Ford, Volkswagen, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi и других. Но на всех заводах этих фирм идет локализация производства и бурный рост выпуска. К примеру, только за прошлый год автомашин Audi на российской территории собрано больше на 44%, чем в прошлом году, VW — на 40%, SsangYong — на 37%. И так далее.

Но главным показателем качества становится автомобильный экспорт из России. Если в 201 году доля «российских» иномарок составляла в нем 26,2%, то в минувшем — уже 41,3%. По отдельным фирмам показатели еще выше: Hyundai Motor Manufacturing Rus вывез за рубеж 13,5 тысячи собранных в России автомашин: рост — в 1,8 раза, Volkswagen Group Rus экспортировал 4,1 тысячи автомобилей: рост — в 1,4 раза.

Цифры могли быть и больше. Но, как утверждают представители Hyundai Motor CIS, российский рынок для их автомобилей, выпускаемых в Санкт-Петербурге, остается приоритетным. И корпорация пока не планирует существенного увеличения вывоза из России собранных здесь машин. То же самое говорят и представители альянса Renault-Nissan, и многие другие. Но в случае сокращения спроса неизбежно придется все активнее искать иные дополнительные рынки.

Пока основной экспортный машинопоток из России идет в страны СНГ. Но эксперты уверены, что даже при нынешних темпах наращивания производства «российских иномарок» эта ниша вскоре начнет заполняться.

Тем временем большинство иностранных концернов, подписавших в России соглашения о промсборке, продолжают наращивать мощности своих предприятий, вкладывают немалые средства в создание производства комплектующих — нередко в объемах, значительно превышающих даже перспективные потребности российского рынка. Например, в минувшем декабре Volkswagen Group заложил фундамент завода двигателей вблизи своего сборочного завода в Калуге — с расчетом, что в 2018 году будет продавать в России 500 тысяч автомобилей.

Месяцем раньше российский контрактный производитель иномарок в Калининграде «Автотор Холдинг» объявил о новых крупных инвестициях в российское автопроизводство. В партнерстве с производителем автомобильных компонентов Magna International Inc. компания планирует создать в области комплекс из шести сборочных заводов и 15 заводов автокомпонентов. На полную мощность комплекс также заработает в 2018 году и будет производить до 250 тысяч автомобилей в год. А ведь компания уже сегодня выпускает более 220 тысяч машин в год.

Даже с расчетом на то, что «Автотор» надеется стать основным поставщиком своей продукции для российского чиновничества, эта цифра многим экспертам представляется чрезмерной. Ведь конкуренты не дремлют, многие другие производители тоже мечтают о главенстве в российской нише автомобилей бизнес- и представительского класса.

К тому же российский авторынок не беспределен. По оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, прошлогодний рост продаж автомобилей на нашем рынке вряд ли повторится в нынешнем году и даже в следующие несколько лет.

То есть недалек день, когда в России появятся избыточные мощности автопроизводства и: «Мы ожидаем увидеть увеличение автомобильного экспорта из России», — недавно заявил ведущий аналитик PwC Autofacts Майкл Гартсайд. И этот экспорт уже будет нацелен на Европу...