КРАСНЫЕ ГРАБЯТ, БЕЛЫЕ ГРАБЯТ...

Создатель нашумевшей "Ликвидации" начал съемки нового сериала под рабочим названием "Исаев". Основой сценария стали романы Юлиана Семенова "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен". В фильме молодой чекист Исаев раскроет хищение ценностей из Гохрана в 20-е годы прошлого века, а затем будет внедрен в стан белогвардейцев на Дальнем Востоке.

По иронии судьбы, режиссер Сергей Урсуляк тоже родился на Дальнем Востоке. Отец - флотский офицер, семья кочевала по гарнизонам Владивостока и Петропавловска-на-Камчатке. Урсуляку хорошо знаком цвет неба над сопками и оттенки океанской волны. В эти дни экспедиция Урсуляка работает в Крыму и как раз занята "дальневосточными" массовыми сценами. Режиссер говорит, что зимнее Черное море очень похоже на океан.
- Почему мы Владивосток снимаем в Севастополе, а Шанхай - в Ялте? - переспрашивает режиссер. - У кого сколько денег. Артистов туда не дозовешься, два дня надо потратить на перелет. И Шанхай сегодня вовсе не такой, как век назад...
Зато, по убеждению молодого московского декоратора Миши Маташа, крымская натура немногим изменилась с гражданской войны: "Она такая, как нужно - малосовременная. Иначе с удовольствием рванули бы на настоящий Дальний Восток".
Улицы Шанхая почти без декораций снимают в Ялте и в Алупке на территории Воронцовского дворца, "китайскую" массовку организовали из студентов-иностранцев симферопольских вузов. Когда китайцев не хватило, пришлось добирать корейцами. Русских эмигрантов Шанхая вдохновенно играют коренные ялтинцы.
- Какие замечательные, правильные русские лица! - восхищен режиссер.
Оказалось, что Севастополь вполне похож на прежний, трехэтажный Владивосток. Чтобы Дом пионеров на Приморском бульваре превратился в резиденцию главы Дальневосточного края Спиридона Меркулова, достаточно было закрыть декорационной дерюгой барельеф из серпов и молотов. На фронтон повесили российские триколоры и лозунг "За единую и неделимую", по углам расставили огневые точки с пулеметами "Максим" - и послевоенное здание с ампирными колоннами зажило новой жизнью.
Сцена эвакуации белых из Владивостока. Красные наступают, ветро-дуй гонит специально собранную листву и подписные бланки Союзпечати. Выгоревшие листочки изображают разлетающиеся по ветру документы. Офицеры-колчаковцы спасают из резиденции ценную библиотеку. На самом деле это вузовские учебники типа "Динамической метеорологии" и полное собрание сочинений Владимира Ленина, купленные у местных сборщиков макулатуры.
На роль разведчика Урсуляк пригласил звезду "Бедной Насти" Даниила Страхова. Этот актер сейчас буквально нарасхват в кино и на театральных подмостках. Однако Даниил отказался от московских спектаклей и весь январь провел на пронизывающем крымском ветру. Как говорят в группе, он работает очень ответственно, "даже слишком серьезно".
Из прежних "Семнадцати мгновений весны" здесь не будет ничего, кроме музыки Таривердиева. Анонсы предстоящих съемок обещали Владимира Машкова и Алексея Серебрякова, однако их в этой ленте нет. Обладатель "Каннской ветви" за лучшую мужскую роль Константин Лавроненко играет командарма Блюхера. У Владимира Ильина характерный образ белого журналиста, "человека хорошего и совестливого". Вообще в новом фильме Урсуляка как бы не будет плохих людей. Вся трагедия в том, что такой славный народ с революционным энтузиазмом и верой в правое дело стреляет друг в друга.
Съемочная группа удачно использует связи, наработанные еще в "Ликвидации". Теперь российским кинематографистам не надо перевозить оружие через украинскую границу. Револьверы, винтовки и пулеметы привезла Одесская киностудия. На "Мосфильме" взяли только два ретро-автомобиля - "Руссо-Балт" и "Роллс-Ройс", да и те вывозили трудно, под личное разрешение Карена Шахназарова. Остальной автопарк набрали на месте, в частных коллекциях юга Украины. Инженер-одессит Валерий Гинчак пригнал несколько собственных мотоциклов начала ХХ века и сам ездит на них в качестве дублера. Интересный бизнес придумали братья Мисько - специально для российского кино эти хлопцы восстанавливают точные копии старинных грузовиков. В Одессе Урсуляк уже взял напрокат десять таких машин и одну взорвал. Сейчас реликтовый "Магирус" ездит по Севастополю с двигателем на спирту.