Этот дворец-музей до сих пор оставался государственной собственностью. Вокруг уже продали практически все. Без аукционов и без разрешительных документов, втихую и навсегда. Ливадийский, Массандровский и Мисхорский парки большей частью потеряны безвозвратно. Кто теперь их хозяева - неизвестно. Есть только слухи с именами очень больших персон из Киева, Львова, Донецка. На заповедных землях высятся глухие заборы новодельных особняков, растут элитные многоэтажки. Бульдозеры режут прибрежные склоны Большой Ялты. Доступ к морю перекрыт на многие километры.
Когда после новогодних праздников коллективу Ливадийского дворца представили нового директора, люди были шокированы. Им стал 29-летний Георгий Кепуладзе. Общий трудовой стаж - 3 года, работал постановщиком в филармонии. В музейном деле дилетант.
- Дворец надо вытаскивать! - заявил г-н Кепуладзе. На представление новоиспеченного директора приехали большие люди из Симферополя во главе с самим министром культуры. Их не интересовало, что за один курортный сезон-2006 Ливадийский музей принял 400 тысяч экскурсантов и заработал почти миллион долларов. На собственные средства ведет ремонт и реставрацию. Нынешние ливадийские фестивали, конкурсы и выставки становятся событием культурной жизни Ялты. Так куда и, главное, кому потребовалось "вытаскивать" успешное предприятие?
Дело вовсе не в личности молодого руководителя. Куда важнее задача, с которой прибыл Георгий Элгуджиевич. Он объявил, что собирается опечатать дворец "для выяснения, кто есть кто". Музейщикам стало окончательно ясно: в Ливадии происходит рейдерский захват.
Странный народ - сотрудники наших провинциальных музеев. Получают копеечную зарплату, на которую и жить-то нельзя, но защищают старые стены до последней возможности. Говорят, ливадийцам обещали за покорность хороший куш. В ответ они начали бойкот директора Кепуладзе и объявили забастовку.
О беспрецедентной акции протеста стало известно ЮНЕСКО и ведущим музейным центрам мира. Намечался международный скандал. За день до сенсационной дворцовой забастовки новый директор Ливадийского музея написал заявление об увольнении по собственному желанию. Но спешное увольнение уже не остановило людей. Музейные работники потребовали масштабного прокурорского расследования. Если прокуратура промолчит, музейщики начнут бастовать с 9 февраля.
Иного выхода нет, иначе Ливадия остается в опасности. Несколько лет назад, еще при Кучме, власть пыталась осуществить так называемую передачу Ливадийского, Алупкинского и Массандровского дворцов в ведение Государственного управления делами при президенте Украины. Общественность взорвалась протестами. Фраза о "государственном управлении" никого не обманывала. Президентские структуры уже изъяли из крымского ведения Юсуповский дворец. С тех пор неизвестно, кто же конкретно владеет этой жемчужиной таврической архитектуры. Во всяком случае, крымчан и курортников к нему и близко не подпускают.
Супруга Кучмы успела по-хозяйски осмотреть мебель в кабинетах графа Воронцова, но в последний момент Леонид Данилович отказался от алупкинских апартаментов. Зато "народный" президент Ющенко тут же вознамерился сделать собственной резиденцией любимый дворец Александра III в Массандре. Да так грамотно, что приватизация царской резиденции будет делом техники. Следом пошла очередная атака на ялтинскую землю. Осведомленные чиновники намекают на скорое объединение Ливадии с тем самым Юсуповским дворцом, который отобрали у Крыма могущественные киевские структуры.
Такое объединение ничем не отличается от поглощения. Коллектив Ливадийского дворца-музея отчаянно просит защиты. Крымская прокуратура обещала, но что сможет практически бесправная автономная республика, если Киев все-таки потребует очередную дань?! Неважно, "оранжевые" или "бело-голубые", эти хлопцы с одинаковой энергией пробивают места на южных склонах Крымских гор.