АЛЛО! ГДЕ "СКОРАЯ"?..
Недавно в Подмосковье, на Щелковском шоссе, "Жигули" стали обгонять по встречной и врезались в автомобиль "КамАЗ". Оба автомобиля вылетели на обочину. Я ехал мимо и остановился. Дорога была усеяна битым стеклом и искореженным металлом. Инспектор ГИБДД кричал по рации, что "скорой помощи" нет уже 15 минут. Рация отвечала что-то про невозможность вызова из Ногинска. Другой инспектор при помощи остановившихся добровольцев пытался разогнуть остатки "Жигулей". Как я понял, внутри был человек. На мой вопрос о возможности вызова бригады МЧС инспектор трагически ухмыльнулся и побежал сам оттаскивать с дороги части разбитого кузова, чтобы восстановить движение по трассе.
- У нас до 60-70% смертей наступают уже после ДТП из-за потери крови, а значит, неоказания своевременной медицинской помощи, - рассказывает "Труду" зам. начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, полковник МВД Владимир Шевченко. - Потому что скорая помощь на дорогах в большинстве регионов не организована. Если даже машин и медиков хватает, из-за пробок бригада не всегда может быстро приехать. Системы навигации аварий нет, и "скорая" часто уезжает не туда, куда нужно, ориентируясь на объяснения очевидцев. А про бригады МЧС даже говорить не приходится - инспектора сами извлекают потерпевших. Все это надо наладить, и мы налаживаем - четвертый год из департамента домой только спать уходим. Слишком запущенная и масштабная проблема.
По статистике смерть водителей на наших дорогах происходит по трем основным причинам: выезд на встречную полосу, нарушение скоростного режима и пьяные за рулем. Это кроме несвоевременного оказания медицинской помощи.
БЛОНДИНКИ И МАЧО ЗА РУЛЕМ
Надо признать: жертвенники дорожных аварий не только в России сочатся кровью. От несвоевременного оказания медицинской помощи в мире погибает 40% всех жертв ДТП. Количество же жертв для развитых стран колеблется от 17 до 30 человек на 100 тысяч населения в год. По данным ВОЗ, каждую минуту на дорогах мира погибает 2 человека. Ежегодно жертвами аварий становятся 1,2 миллиона человек, и еще от 20 до 50 миллионов получают тяжелые увечья.
Для более эффективной борьбы с ДТП каждое государство, в частности, кропотливо изучает статистику. В этом январе университет Purdue University американского штата Индиана опубликовал "кривую зависимости" смертных случаев в ДТП от пола, возраста водителя и ряда других обстоятельств. Вот несколько цифр из их отчета: риск смерти молодых женщин увеличивается: на 116% - если машина переворачивается; на 200% - если автомобилю более 10 лет; на 208% - если авария происходит в сельской местности. Риск смерти пожилых женщин в ДТП увеличивается: на 187% - если не пристегнут инерционный ремень и на 523% - если автомобиль переворачивается. Вообще женщины попадают в аварии гораздо чаще, если садятся за руль после приема алкоголя или в болезненном состоянии.
Совсем иные обстоятельства увеличивают риск смерти мужчин в ДТП. Для молодых водителей риск увеличивается на 114% - если в салоне есть пассажиры, а для пожилых на 216% - если автомобиль младше 5 лет. Вообще же основными факторами, приводящими к гибели мужчин, называются: засыпание за рулем, превышение скорости, аварии на перекрестках. А также аварии, происходящие ночью в пятницу и субботу. Это в Индиане. В России зависимости летальности в ДТП от пола, возраста, сельских/городских дорог и возраста автомобиля пока не считают - проблемы очевидны и без специальных изысканий.
- Мы ловим 1 миллион 200 тысяч пьяных водителей в год! Это даже не нонсенс - катастрофа, - переживает Владимир Шевченко. - Ведь если миллион двести тысяч мы ловим, значит, еще в 10 раз больше остаются не пойманными? Правильно? В стране порядка 35 миллионов автомобилей. Это что же получается: каждый пятый, а то и третий из них периодически ездит с пьяным водителем за рулем? Насколько сильно это влияет на общую аварийность, считайте сами: с тех пор как мы стали отбирать права на 2 года за вождение в состоянии опьянения, количество жертв на российских дорогах сократилось на 15%. А сколько шума было в Думе, когда мы принимали этот закон! Депутаты кричали: "Как же вы отберете у человека права? Может быть, для него извоз - единственный способ заработка!" Я этой логики не понимаю. Когда пьяная сволочь врежется в мой автомобиль и убьет моих детей, мне не будет разницы - средство у него заработка извоз, или он лишние деньги прокатывает на автомобиле....
По подсчетам департамента обеспечения безопасности дорожного движения, всего за 2006 год в России произошло 229 140 ДТП (в Москве - 14 850 ДТП). В них погибло 32 724 человека (Москва - 1184 чел.) и ранено 285 362 человека (М - 17 104 чел.) Из них по вине водителей: 187 531 ДТП, 26 776 погибших, 247 794 раненых (Москва соответственно 11 668, 831, 14 132). По вине пьяных водителей: 17 017 ДТП, 2 673 погибших, 24 837 раненых (М - 258, 28, 346). По вине пешеходов: 47 655 ДТП, 7 390 погибших, 42 532 раненых (М - 3334, 373, 3091). Во всех авариях погибло 1276 и ранено 25 720 детей (М - 16, 376).
Для сравнения приведем статистику европейских стран. В последнее время каждый год в среднем погибало: в США - около 42 тысяч человек, в Японии - около 8,5 тысячи человек, в Италии - около 5,5 тысячи человек, в Испании - около 4,5 тысячи человек, в Англии - около 3,5 тысячи человек, в Канаде - около 2,5 тысячи человек.
Показатели детской смертности в ДТП для Евросоюза высчитываются в количестве детей на 100 тысяч человек. Этот показатель составляет: в Англии - 1,3 ребенка, в Австрии - 1,7 детей, в Дании - 2 ребенка, в Португалии - 2,9 детей, в Польше - 3,6 детей, в Исландии - 4,6 детей.
КАК ИЗ ПУЛЕМЕТА
- У меня тут водитель заболел, и я сам поехал за рулем по МКАД, - рассказывает Владимир Шевченко. - И не понял, почему у нас говорят, что МКАД - хорошая дорога. Там колея - то и дело колдобины. Если в правом ряду со скоростью 80 км в час двигаться, то, может, и безопасно, но если в левом ряду со скоростью сто и в дождь....
Вообще же, уточняет Шевченко, у нас не только с дорогами проблема, но и с законами, по которым эти дороги строятся. Иногда смотришь - построена стоянка, а подъезда к ней правильного не существует. Кто дал разрешение, на каком основании?.. Иногда необходимо подъехать к зданию, а это невозможно сделать, не нарушив правила движения. Опять же, паркуются на обочинах дорог грузовые автомобили. Другие водители начинают их объезжать и попадают в аварии. Но где этим грузовым автомобилям парковаться, если нигде рядом специальной стоянки не предусмотрено. Да взять хоть Ленинградское шоссе. Его сейчас расширят до 16 полос, а после МКАД останется две полосы, как было. И смысл расширения наполовину теряется.
- Чтобы всех подобных нестыковок избежать, бывший начальник ГАИ МВД России Владимир Федоров сейчас работает над законом о дорогах, - продолжает полковник. - Я считаю, что отсутствие такого закона - всего, что касается организации движения транспорта и его безопасности, - для нас сейчас проблема номер один. Ведь что такое безопасность движения?! Это когда ты физически не можешь встретиться ни с пешеходами, ни с встречными автомобилями. Был я в Сингапуре по обмену опытом. Казалось бы, Азия - народу тьма. Но для пешеходов везде подземные переходы. Вместо светофоров - четырехэтажные развязки. На разделительных полосах - разделительные брустверы. Так и надо - может, у водителя отказало сердце. У нас он вылетит на полосу встречного движения, соберет десять машин и поубивает всех, кто там есть. Из пулемета столько народу не застрелишь.
По вине плохих дорог в России в 2006 году произошло 47 тысяч 423 ДТП. В них погибло 7269 человек и ранено 58 тысяч 842 человека.
ЕЖИ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ
- Только не подумайте, что все проблемы в плохих дорогах, - предупреждает Владимир Шевченко наших читателей. - В 82% случаев причиной аварии служит нарушение водителем правил ПДД. Элементарное неумение водить, лихачество или хамство.
Хамство российских автомобилистов давно стало серьезной проблемой. Например, на дорогах столиц мира выделены полосы для пассажирского транспорта. Кто хочет, стоит в пробке, а кто не хочет, оставляет машину и быстро добирается на автобусе. Идея сделать подобные полосы на московских шоссе упирается в один вопрос. Московские власти не могут решить, как отделить полосы пассажирского транспорта от автомобильного потока. Ведь чтобы наш водитель не полез на территорию автобуса, нужны бетонные надолбы и противотанковые ежи.
И пока это так, смертей на дорогах меньше не станет.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Из 14 тысяч 850 ДТП, случившихся в Москве за 2006 год, 377 не обошлись без участия автомобилей со спецномерами. Об этом сообщил в понедельник первый заместитель МВД России Александр Чекалин.
Если учесть, что в столице 3,5 миллиона автомобилей и из них только тысяча имеет специальные государственные знаки отличия, то, выходит, мы с вами не так уж плохо ездим. Несложная арифметика показывает, что за год в ДТП попадает каждый третий автомобиль со спецномерами и только каждый 236 с обычными регистрационными знаками. То есть кремлевский спецтранспорт бьется в 89 раз чаще нашего и, видимо, во столько же раз опаснее на дороге.