Побег был массовым - 14 ВИЧ-инфицированных зэков ушли на волю через почти 20-метровый подкоп. В ходе спецоперации, в которой участвовало более 800 сотрудников правоохранительных органов, в течение трех дней всех беглецов вернули в зону. Как выяснилось, побег стал возможен из-за грубого нарушения инструкций несения службы и надзора сотрудниками колонии. Многие ответственные работники областного УИН элементарно устранились от выполнения своих обязанностей. Результат "разборки полетов": строго наказаны 14 руководителей ульяновского УИН, 7 из них уволены. Кстати, в прошлом году по отрицательным мотивам наказаны боле 150 сотрудников уголовно-исполнительной системы, а за более серьезные нарушения на 40 сотрудников УИС заведены уголовные дела.
По словам В.Ялунина, сегодня в местах лишения свободы все больше особо опасных преступников, которые "постоянно заряжены на побег". И тем не менее статистика таких ЧП имеет позитивную тенденцию. В 1997 году было 162 побега, а в прошлом - 56. "В 2001 году нами предотвращено почти 10 тысяч побегов!" - не без гордости заявил начальник ГУИН. И это при том, что в силу специфических причин ослаблены обыскные мероприятия, напрочь изношены средства охраны и только 6 процентов колоний, СИЗО и тюрем оснащены так называемыми противоподкопными приборами, реагирующими на малейшее колебание почвы.
Минюст, подчеркнул В.Ялунин, готов выделить лишь половину средств, необходимых на противоподкопное оборудование, но и такая мера - шаг вперед. Чтобы свести к минимуму возможность побегов, необходимо четко организовать технический контроль за действиями младшего состава сотрудников пенитенциарных учреждений.
И еще любопытный факт сообщил начальник ГУИН. Недавно был задержан один из группы мошенников, промышлявших на горе людей, - некто Владислав Шехов, 1970 года рождения. Дважды судимый Шехов, в том числе за мошенничество, и сидевший в "Бутырке", и два его подельника, пока гуляющих на свободе, были "своими" людьми в следственных изоляторах "Матросская тишина" и "Бутырка". Под видом сотрудников уголовно-исполнительной системы они появлялись в комнатах приема передач этих СИЗО. Входили в доверие к родственникам подследственных, содержащихся в изоляторах. Узнав анкетные данные задержанных, мошенники предлагали их родственникам организовать свидания с заключенными или даже изменить меру пресечения. При этом, - конечно, за приличные деньги, - передавали доверчивым людям приходные ордера с печатью и другие поддельные документы. Вот такой бизнес организовала троица проходимцев, не имеющих никакого отношения к пенитенциарным структурам.