И вот я в Амбуазе - городе, который известен всей Франции. Через него проходит знаменитый маршрут по городам и замкам Луары. Ежегодно в разгар туристического сезона многие тысячи людей приезжают сюда со всего света, чтобы увидеть замок, построенный французским королем Франциском I, могилу великого Леонардо да Винчи, дом, в котором жил и умер автор "Джоконды".
В январе Амбуаз выглядел пустынным. На стоянке всего один автобус, который привез туристов из России. В городском музее, разместившемся в замке, я первым делом поинтересовался, где могли бы находиться пистолеты Дантеса. Ответ не очень обнадежил: одно время они были выставлены в городском Музее почты, но недавно музей закрыли. Мне посоветовали обратиться в мэрию.
Пошел туда. "Вы что, хотите увидеть пистолеты?" - строго спросила меня сотрудница. "Скажем так, - замялся я, - меня интересует их нынешняя судьба". "Тогда другое дело. Могу сказать вам, что пистолеты хранятся в сейфе в надежном месте". Я понял, что затронул больную тему. Обратился к архивариусу мэрии Кристель Бенуа. Она показала мне несколько документов. И вот что выяснилось. Пистолеты принадлежали 19-летнему Эрнесту де Баранту - младшему сыну французского посла в Санкт-Петербурге. Перед злосчастной дуэлью Барант одолжил их своему другу виконту Д'Аршиаку, который был секундантом Дантеса. После дуэли изготовленные в Дрездене пистолеты вновь оказались у де Баранта, а после его смерти в 1859 году перешли к его старшему брату Просперу. Затем они оказались в семье сестры Проспера, вышедшей замуж за офицера Луи де Шательперрона.
В 1937 году известный русский танцовщик и коллекционер Серж Лифарь организовал в Париже выставку к столетию гибели великого русского поэта. Ему удалось уговорить родных уже умершего де Шательперрона предоставить на время пистолеты для выставки. Именно тогда их впервые смогли увидеть все желающие. После окончания выставки пистолеты были возвращены владельцам, а в 1950 году потомки де Шательперрона, продали пистолеты на аукционе Друо. Ящик с дуэльными пистолетами, порохом и пулями приобрел некий коллекционер, сразу же перепродав их Пьеру Полю, - он собирал все, что было связано с историей почты. Поль знал, что одно из прозаических произведений Пушкина связано с почтой: "Станционный смотритель". Интересно, что Лифарь и даже потомки Дантеса в разное время безуспешно пытались выкупить у Поля пистолеты.
Он ими очень дорожил, завещал свою коллекцию вместе с пистолетами городу. На ее базе и был создан Музей почты. Но в силу разных причин он недавно прекратил свое существование. Смотрители же музея вспоминали, как однажды русская женщина остановилась перед стендом с пистолетами и долго крестилась перед ними, а потом зарыдала...
С пистолетами связана нашумевшая история недавнего времени.
Кристель Бенуа показала мне статью, опубликованную в местной газете во время визита Горбачева во Францию в 1989 году. В ней сообщалось, что мэру Амбуаза А.Шолле позвонили из Елисейского дворца и сказали, что президент Франции хочет преподнести в качестве дара Горбачеву дуэльные пистолеты, находящиеся в Музее почты в Амбуазе. Мэр впервые, к своему удивлению, услышал об их существовании и сначала подумал, что его разыгрывают. Но Елисейский дворец весьма настаивал на том, чтобы пистолеты были переданы советскому президенту.
Предлагался такой компромисс: музей в Амбуазе расстается с пистолетами, но взамен получает копии точно таких же. Кроме того, городу передавались два очень ценных произведения искусства. А сами пистолеты-оригиналы оказались бы на вечном хранении в Советском Союзе - скорее всего, в Эрмитаже.
Однако муниципальный совет Амбуаза воспротивился такой сделке. Мэр Шолле даже отказался появиться на приеме, который устроил в Париже Горбачев. Одновременно бывший премьер-министр Франции Дебрэ, который в течение длительного времени был мэром Амбуаза, обвинил Миттерана и его окружение "в намерении похитить пистолеты". Короче, назревал скандал. Все закончилось тем, что пистолеты навсегда остались в Амбуазе.
А мне так и не довелось их увидеть. Неужели они так и останутся запертыми в сейфе? Кристель Бенуа предположила, что их выставят для всеобщего обозрения в местном театре, реставрация которого уже подходит к концу. Кстати, театр расположен на площади, названной в честь Александра Пушкина. Об этом свидетельствует табличка с именем поэта и датами его рождения и смерти.