Эра в поисках любви

На экраны вышел полнометражный дебют режиссера Вениамина Илясова

На экраны вышел фильм «Эра» — полнометражный дебют 30-летнего режиссера Вениамина Илясова. На фестивале «Маяк» в Геленджике фильм остался без наград, зато победил в Великом Новгороде, где состоялся смотр молодого кино «Новое движение». Очень необычная картина, которая может очаровывать и разочаровывать, восхищать и злить, исцелять зрительские сердца и глубоко ранить их...

Фильм назван по имени главной героини. Так когда-то нарекли Эру ее родители. Не в честь наступающей эры светлых годов (помните такую песню из пионерского детства?), а в честь: трехпрограммного радиоприемника «Эра», который любила слушать ее мать. Матушка умерла, и Эра (актриса Театра Олега Табакова Марианна Шульц) осталась одна с ребенком-инвалидом Андрюшей (актер питерского БДТ Геннадий Блинов), который не ходит и не говорит, но все понимает, судя по его грустным глазам даже в те часы, когда он смотрит советские мультики.

Чем занималась Эра в молодости, есть ли у нее профессия, была ли она душевно близка с матерью, почему у нее не сложились отношения с бывшим мужем (любимый актер Киры Муратовой Жан Даниэль) и взрослой дочерью (Ольга Кавалай-Аксенова), — все эти вопросы режиссер оставляет за скобками повествования. Фильм начинается с того, что Эра с сыном приезжает (видимо, издалека) на старенькой машине на пустынный берег южного моря. Здесь в наследство от матери ей достался вместительный и уютный дом, набитый торшерами, коврами, тюлевыми занавесками и виниловыми пластинками с оперной классикой.

Сына она любит и опекает, но с деньгами напряженка, да и трудно одной тянуть житейскую лямку. И Эра, женщина немолодая, но с профилем камеи, как она аттестует себя, надеется ухватить кусочек позднего женского счастья. Каждый день она надевает красные туфли на каблуках и откликается на всякий мужской зов. На ее горизонте появляется то случайно оказавшийся в этот день трезвым местный алкаш (Николай Ханжаров), с которым непьющая Эра слабовольно опрокидывает рюмку-другую, но ближе к ночи все-таки выпроваживает еле стоящего на ногах ухажера. То задержавшийся в доме тертый мужик с криминальным прошлым и загадочным настоящим (Федор Лавров), подло обманувший ее доверие. То обходительный таджик-гастарбайтер (Сейдулла Молдаханов), которому кроме женского тепла нужно еще и российское гражданство...

Говорят, имя определяет судьбу. Как радиоприемник, Эра настраивается на волну встреченных мужчин вплоть до полного растворения. Запасы ее доброты, отзывчивости, душевной и телесной щедрости, кажется, неисчерпаемы. Но каждый новый постоялец Эры в итоге выталкивает ее ребенка на обочину. Инвалид, которого нужно кормить из ложечки, никому, кроме самоотверженной матери, не нужен. Даже из посудомоек Эру выгоняют, когда она привозит на работу сына-колясочника. Да и в милиции, куда женщина попадает, пытаясь продать на толкучке кофту, никто не снисходит до ее участи матери-одиночки...

Беглое описание сюжетных перипетий настраивает на серьезное социально-психологическое высказывание. Но «Эра» снята в неожиданно поэтичной, метафоричной манере. Дом главной героини стоит одиноко на юру, вдали от цивилизации, но в нем чудесным образом есть электричество и вода из крана. Берег моря в разгар курортного сезона пустынен, как и улочки неназванного прибрежного городка. Богемная обитель количеством артефактов напоминает музей областного значения. Гулкое пространство огромного магазина отдано под продажу фейерверков, которыми торгует напомаженная продавщица (Юлия Бружайте) в диковинном карнавальном наряде, словно пришедшая из фантасмагорий Феллини. Да и все герои фильма, включая Эру, кажутся чудаками из нездешней жизни.

Условность и реализм в фильме «Эра» то мирно сосуществуют, то вступают в непримиримое противоречие — это зависит от зрительского взгляда. Одни критики после первых фестивальных показов нашли тут благотворное влияние картин Сергея Параджанова, Рустама Хамдамова, уже упоминавшейся Киры Муратовой, Педро Альмодовара (молодой режиссер, впрочем, утверждает, что не видел ни одного его фильма). Другие посчитали «Эру» отвлеченной, цветастой фантазией, по недоразумению погруженной в нашу унылую повседневность.

Лично я хорошо понимаю резоны одних и других. И склоняюсь в своей оценке ленты к первым. Но чем не повод для любителей авторского кино самим посмотреть этот необычный фильм и вынести суждение?